В середине 80-х годов был объявлен конкурс проектов транспортного самолёта для замены Ил-76 и Ан-22. В конкурсе приняли участие ОКБ им. О. К. Антонова, ОКБ им. С. В. Ильюшина и ОКБ им. А. Н. Туполева. Победителем оказался проект ОКБ им. Ильюшина.
Рабочее проектирование самолёта, получившего обозначение Ил-106, началась в декабре 1987 года. Особенностью конструкции должно было стать наличие двух грузовых люков, спереди и сзади, что должно значительно ускорить погрузочно-разгрузочные работы. На самолёте было решено использовать новые ТРДД большой степени двухконтурности НК-92, разрабатывавшихся в ОКБ Н. Д. Кузнецова. Предполагалось начать изготовление первого прототипа в 1995 году, а лётные испытания — в 1997 году, но из-за затянувшегося экономического кризиса в стране эти планы до сих пор не реализованы. Выделяемых средств хватает только на внесение в проект изменений, обусловленных изменениями авиационной моды и появлением более совершенных систем.
Ил-106 представляет собой свободнонесущий цельнометаллический высокоплан. Фюзеляж типа полумонокок. Крыло умеренной стреловидности с вертикальными аэродинамическими поверхностями на законцовках. Шасси убирающееся, многоопорное, обеспечивает возможность эксплуатации с грунтовых аэродромов. Силовая установка состоит из 4 турбореактивных двигателей НК-92, размещённых на пилонах под крылом. Для погрузки и разгрузки грузов и самоходной техники самолёт снабжён двумя грузовыми люками, спереди и сзади. Самолёт оснащён цифровой ЭДСУ. Информационное поле кабины экипажа выполнено с использованием многофункциональных ЖК-индикаторов.
Летно-технические характеристики:
Двигатели: | НК-92 |
Взлётная тяга, кгс: | 4×18000 |
Габариты, м: | размах крыла — 55,8 длина — 57,6 высота — 19,9 |
Габариты грузовой кабины, м: | длина — 34,0 ширина (по полу) — 6,0 высота — 4,6 |
Масса, т: | взлётная максимальная — 258 |
Масса коммерческой нагрузки, максимальная, т: | 80 |
Крейсерская скорость, км/ч: | 820–850 |
Дальность полёта с максимальной нагрузкой, км: | 5000 |
Практический потолок, м: | 14000 |