Cамолет Ил-78 предназначен для дозаправки военных самолетов в воздухе, прежде всего в целях увеличения их радиуса действия. Кроме того, дозаправка боевых самолетов в воздухе дает возможность взять на борт больше боевого груза или существенно увеличить продолжительность патрулирования в воздухе. Самолет Ил-78 был создан в начале 80-х годов его испытания проводились в 1983 году. При разработке самолета за основу был принят военно-транспортный самолет Ил-76 МД, в конструкцию которого были внесены следующие изменения: в грузовой кабине установлены два цилиндрических топливных бака общей вместимостью 28000 кг топлива, кабина стрелка кормовой пушечной установки переоборудована в кабину оператора дозаправки с оснащением ее необходимыми приборами, под каждой из консолей крыла и в задней части фюзеляжа с левой стороны установлены унифицированные подвесные агрегаты заправки УПАЗ-1А Сахалин, усовершенствовано радиоэлектронное оборудование, в частности, установлена система ближней навигации «Встреча», позволяющая осуществлять взаимный поиск и сближение воздушного танкера и боевого самолета на дистанции 300 км в сложных метеорологических условиях и в любое время суток.
Стандартными вариантами передачи топлива в воздухе считаются дозаправка одного самолета класса «тяжелый бомбардировщик» с подфюзеляжного подвесного агрегата или двух самолетов класса «истребитель» — с подкрыльевых агрегатов. Однако возможна и одновременная заправка трех самолетов-истребителей с использованием всех трех заправочных агрегатов. На расстоянии 1000 км от своего аэродрома базирования танкер может передать другим самолетам 60000–65000 кг топлива, на расстоянии 2500 км эти возможности уменьшаются до 32000–36000 кг. В зависимости от выбранного режима заправки производительность при раздаче топлива составляет 900–2200 л/мин.
Особенностью первого варианта самолета-заправщика Ил-78 является то, что после снятия агрегатов заправки и демонтажа установленных в грузовой кабине топливных баков самолет может использоваться в качестве транспортного, так как грузовой люк с рампой и створками на нем сохранился.
Дальнейшим развитием самолета Ил-78 является Ил-78 М. Благодаря усилению конструкции крыла и другим конструктивным мерам, взлетная масса самолета доведена до 210 т по сравнению с 190 т у Ил-78. В целях снижения собственного веса самолета и соответствующего увеличения принимаемого на борт запаса топлива упразднен задний грузовой люк и не устанавливается десантно-транспортное оборудование. Это дало возможность снизить собственный вес самолета на 5 т, но исключило возможность использовать его в качестве обычного военно-транспортного самолета.
Самолет Ил-78 М может доставить другим самолетам 60000–65000 кг топлива на дальности 1800 км от аэродрома базирования или 32000–35000 кг — на дальности 4000 км.
Летно-технические характеристики:
Двигатели: | Д-30КП-II |
Взлётная тяга, кгс: | 4×12000 |
Габариты, м: | размах крыла — 50,5 длина — 46,59 высота — 14,76 |
Площадь крыла, м2: | 300 |
Габариты грузовой кабины, м: | длина — 24,5 ширина — 3,45 высота — 3,4 |
Масса, т: | пустого — 98,0 взлётная максимальная — 190,0 посадочная максимальная — 151,5 |
Запас топлива, т: | 118 |
Масса коммерческой нагрузки, максимальная, т: | 40 |
Скорость, км/ч: | максимальная — 850 крейсерская — 750–800 посадочная — 210 |
Дальность полёта с максимальной нагрузкой, км: | 3650 |
Практический потолок, м: | 12000 |
Длина разбега, м: | 1700 |
Длина пробега, м: | 1000 |
Экипаж, чел.: | 7 |