Ил-76 МФ является глубокой модернизацией Ил-76. Работы по его созданию начались в середине 1980-х годов, когда был задуман самолет с удлиненным фюзеляжем, позволявшим полнее использовать грузоподъемность машины, вступившую в противоречие с недостаточной емкостью фюзеляжа. Возросшая масса требовала и повышения мощности силовой установки. Первоначально прорабатывалась возможность применения ТРДЦНК-86 (4×13000 кгс), созданных для широкофюзеляжного пассажирского Ил-86. Однако они не обеспечивали необходимого прироста тяги. Несколько позже появился вариант использования новых двигателей тягой 14 000 кгс. Их разрабатывали в Рыбинске, но дело не было завершено, что и привело к приостановке работ над модернизированным самолетом.
К усовершенствованному варианту Ил-76 вернулись в начале 1990-х, когда появились мощные и экологичные ТРДД ПС-90. Новый самолет Ил-76 МФ получил удлиненный на 6,6 м фюзеляж (две вставки по 3,3 м за и перед крылом), увеличивающий объем грузовой кабины в полтора раза. ТРДД ПС-90А были дефорсированы с 16 000 до 14 500 кгс, что позволило повысить их ресурс (в дальнейшем самолет должен получить ТРДД с нормальной тягой). Вспомогательная силовая установка ТА-6 заменена на ВКТД-43, унифицированную с Ту-204.
Было изменено и кабинное оборудование: вместо традиционных стрелочных приборов контроля работы двигателей в центе приборной доски разместили два много функциональных телевизионных дисплея, на которые выводилась информация о работе силовой установки и бортовых систем самолета. Экипаж сократили на одного человека за счет отказа от радиста.
В отличие от предыдущих военных модификаций Ил-76 на Ил-76 МФ было решено отказаться и от оборонительного пушечного вооружения.
По сравнению с Ил-76 МД грузоподъемность модернизированной машины возросла в 1,3–1,5 раз, топливная эффективность — на 12%, дальность при типовой нагрузке возросла на 15 — 20%, уменьшился шум и вредные выбросы, которые теперь вписываются в нормы ИКАО. Первый полет Ил-76 МФ состоялся 1 августа 1995 года в Ташкенте. Завершается постройка для ВВС России еще двух таких самолетов.
Летно-технические характеристики:
Двигатели: | ПС-90А-76 |
Взлётная тяга, кгс: | 4×16000 |
Габариты, м: | размах крыла — 50,5 длина — 53,194 высота — 14,42 |
Площадь крыла, м2: | 300 |
Габариты грузовой кабины, м: | длина — 31,14 ширина — 3,45 высота — 3,4 |
Масса, т: | пустого — 101 взлётная нормальная — 210 |
Запас топлива, т: | 90 |
Масса коммерческой нагрузки, максимальная, т: | 52 |
Скорость, км/ч: | максимальная — 850 крейсерская — 750–780 посадочная — 210 |
Дальность полёта, км: | с максимальной нагрузкой — 4200 с грузом 40 т — 5800 с грузом 20 т — 8500 |
Практический потолок, м: | 12000 |
Длина разбега, м: | 1600 |
Длина пробега, м: | 1000 |
Экипаж, чел.: | 4 |