Средний военно-транспортный самолет Ил-76 разработан в КБ С. В. Ильюшина. Он стал первым в СССР самолетом такого предназначения с турбореактивными двигателями. Первый полет на нем совершен в 1971 г., а в 1974 г. он начал поступать в части ВТА. Высокорасположенное крыло умеренной стреловидности с мощной механизацией, полностью герметизированный фюзеляж и Т-образное хвостовое оперение являются отличительными особенностями этого самолета. Многоколесное шасси обеспечивает его эксплуатацию с искусственных и грунтовых ВПП прочностью 0,6 МПа. Грузовой люк, расположенный в хвостовой части с наклонной рампой, позволяет осуществлять парашютное десантирование тяжелой техники массой до 21 т и перевозку тяжелой техники массой до 43 т (Ил-76 М, -МД).
Как и все отечественные ВТС, Ил-76 снабжен верхним и нижним десантно-транспортным оборудованием, включающим грузовые балки и четыре электротельфера грузоподъемностью по 2,5 т, рольганговые дорожки и грузовые лебедки для погрузки несамоходной техники и грузов. Самолеты первых модификаций имеют взлетную массу 172 т, грузоподъемность — 28 т, дальность полета с максимальной нагрузкой — 4200 км. В ходе модернизаций взлетная масса самолета возросла до 190 т (-МД), грузоподъемность — до 42 т (-М, -МД), при этом дальность полета составляет 4000 км. Грузовая кабина обеспечивает размещение 145 или 225 (модификации Ил-76 М, — МД в двухпалубном варианте) солдат или 126 десантников, до трех БМД-1 или другой техники на ее базе. Самолет Ил-76 способен перевозить средние танки и другую бронетехнику массой до 42 т. Самолет оснащен четырьмя ТРДД Д-30КП конструкции П. А. Соловьева с тягой по 12000 кгс. Это дало возможность повысить крейсерскую скорость до 750–800 км/ч и расширить диапазон скоростей до 260–825 км/ч, что позволило сократить сроки выполнения задач, поднять вероятность преодоления ПВО противника, улучшить условия парашютного десантирования личного состава и боевой техники.
На данном типе самолетов выполнен основной объем перевозок (около 90% личного состава и 75% грузов) в ходе войны в Афганистане. При этом выполнено 14700 самолето-рейсов в условиях противодействия ПВО противника с минимальными потерями. Самолет Ил-76 строился Ташкентским авиазаводом и поставлялся гражданской авиации (Ил-76Т, Ил-76ТД), а также в Ливию, Сирию, Ирак, Индию. В настоящее время он составляет основу самолетного парка ВТА России и Украины. Кроме того, самолеты Ил-76 имеются и в других государствах СНГ.
Летно-технические характеристики:
Тип двигателя: | 4 ТРДД Д-30КП |
Размах крыла, м: | 50.50 |
Длина самолета, м: | 46.59 |
Высота самолета, м: | 14.76 |
Площадь крыла, м2: | 300.0 |
Масса, кг: | снаряженного самолета — 104000 максимальная взлетная — 170000 полезной нагрузки — 43400–47000 |
Максимальное количество топлива, л: | 109480 |
Тяга, кгс: | 12000 |
Максимальная скорость, км/ч: | 850 |
Крейсерская скорость, км/ч: | 750–800 |
Дальность полета, км: | с грузом 20 т — 6100 с грузом 47 т — 3000 |
Практический потолок, м: | 12000 |
Экипаж, чел.: | 6–7 |