Fokker 100 — среднемагистральный пассажирский самолет, разработанный голландской фирмой Fokker на базе пассажирского самолета F-28-4000. Официально к разработке самолета фирма Fokker приступила в конце ноября 1983 г. одновременно с началом проектирования турбовинтового самолета Fokker 50. До этого фирма в течение трех лет изучала возможность дальнейшего развития пассажирского самолета F.28–4000 Fellowship с целью повышения экономичности. Оценив потребности рынка, фирма Fokker пришла к выводу о необходимости разработки самолета в классе на 100 мест. При разработке нового самолета фирма поставила цель добиться заметного снижения расхода топлива по сравнению с другими аналогичными самолетами. Для нового самолета было спроектировано усовершенствованное крыло, в конструкции которого был использован высокоэффективный аэродинамический профиль, позволивший увеличить качество крыла в крейсерском полете. Первоначально разрабатываемый самолет имел обозначение Super F-28 и по своей схеме напоминал самолет F-28 Fellowship. Некоторое время исследовался проект самолета F-29, у которого двигатели были размещены на пилонах под крылом. В конце концов было решено вернуться к компоновке с ТРДД в хвостовой части фюзеляжа, которая позволяла обеспечить все преимущества от нового крыла. Таким образом появился проект самолета Fokker 100. К разработке его присоединились немецкая фирма «Дойче Аэроспейс» и английская фирма «Шорт». Летные испытания первого опытного самолета начались 30 ноября 1986 г. В конце ноября 1987 г. самолет был сертифицирован в Голландии, а в мае 1989 г. — в США по нормам FAA. Поставки начались в конце февраля 1988 г. Сертификация варианта самолета с ТРДД Rolls-Royce Tay Mk.650 была завершена в июле 1989 г. На основе самолета Fokker 100 был разработан 70-местный самолет Fokker 70. Исследовался проект самолета Fokker 130, рассчитанный на перевозку 116–137 пассажиров и отличавшийся от исходного самолета удлиненным фюзеляжем и использованием более мощных ТРДД Rolls-Royce Tay. Авиакомпаниям также предлагался переоборудуемый грузопассажирский самолет Fokker 100QC, который мог в грузовом варианте перевозить до 11 контейнеров LD3. За счет усиления конструкции он мог перевозить платную нагрузку массой 11,5 т.
Самолет оснащен цифровым комплексом авионики EFIS производства американской фирмы «Коллинз» с шестью цветными дисплеями для вывода информации о полете и работе бортовых систем и силовой установки. Имеется встроенная система диагностики состояния бортовых систем. Вся авионика соответствует стандарту ARINC 700. Установлены 2 ТРДД Rolls-Royce Tay Mk.620 (тягой 6290 кгс) или Tay Mk. 650–15 (тягой 6855 кгс). Выпускался серийно в 1987—1996 гг. К середине 1996 г. было продано около 300 самолетов, к концу 1996 г. в эксплуатации находилось 266.
Тактико-технические характеристики:
.
Тип двигателя: | 2 ТВД Rolls-Royce Tay Mk. 650–15 |
Размах крыла, м: | 28.80 |
Длина самолета, м: | 35.53 |
Высота самолета, м: | 8.51 |
Площадь крыла, м2: | 93.50 |
Масса, кг: | пустого самолета — 19800 максимальная взлетная — 45810 |
Топливо, л: | 13365 |
Тяга, кН: | 2×68.00 |
Крейсерская скорость, км/ч: | 855 |
Дальность действия, км: | 2390 |
Практический потолок, м: | 10700 |
Экипаж, чел: | 2 |