В августе 1973 г. по заданию авиакомпании Pan American фирма Boeing приступила к разработке специального варианта самолета 747 для выполнения беспосадочных полетов на маршрутах протяженностью 11000- 12000 км. Разработанный самолет Boeing 747SP (Special Performance) отличается от предыдущих модификаций укороченным фюзеляжем, увеличенной на 1,5 м высотой вертикального оперения и измененной конструкцией хвостовой части фюзеляжа. Вместо односекционного руля направления использован двухсекционный. Первый полет самолет выполнил 4 июля 1975 г. В начале февраля 1976 г. самолет был сертифицирован, и в марте авиакомпания Pan American получила первый самолет. В марте 1976 г. самолет совершил беспосадочный перелет с 50 пассажирами с завода фирмы Boeing в Эверетте (штат Вашингтон) в Кейптаун (ЮАР) протяженностью 16560 км, что являлось в то время рекордом в пассажирской авиации. На самолете установлен обычный комплекс авионики с электромеханическими средствами индикации данных. Комплекс соответствует стандартам ARINC 530 и 570. На самолетах используются двигатели ТРДД General Electric CF6-45A2 или -50Е2 (тяга 21100 кгс), Pratt Whitney JT9D-7AW (22050 кгс) или -7FW (22700 кгс), Rolls-Royce RB211-524В2 (22750 кгс) или -524С2 (23390 кгс). Выпускался серийно в 1976—1988 гг. Всего было поставлено 45 самолетов.
Тактико-технические характеристики:
.
Тип двигателя: | 4 ТРДД Pratt Whitney JT9D-7FW (GE CF6-50Е2) |
Размах крыла, м: | 59.64 |
Длина самолета, м: | 56.31 |
Высота самолета, м: | 19.94 |
Площадь крыла, м2: | 510.90 |
Масса, кг: | пустого снаряженного самолета — 150100 максимальная взлетная — 317500 |
Тяга, кгс: | 4×22700 (21100) |
Максимальная скорость, км/ч: | 997 |
Крейсерская скорость, км/ч: | 935 |
Практическая дальность, км: | 12330 |
Практический потолок, м: | 13720 |
Экипаж, чел: | 3 |