Предварительные исследования реактивного пассажирского самолета для авиалиний малой протяженности фирма British Aircraft Corporation (BAC, в конце 1970-х годов вошла в состав авиационно-космической корпорации British Aerospace) начала в конце 1950-х годов. В результате изучения различных вариантов компоновки была выбрана схема с двумя ТРДД, расположенными по бокам хвостовой части фюзеляжа. Впервые официально о проекте самолета BAC 111 было объявлено в мае 1961 г. Первый полет опытного самолета BAC111-200 состоялся 20 августа 1963 г. В 1965 г. он поступил в эксплуатацию. Всего было построено 65 самолетов BAC 111–200. Позднее был создан вариант BAC 111–300 с более мощными ТРДД и увеличенным запасом топлива (построено девять самолетов). В середине июля 1965 г. начались летные испытания самолета BAC 111–400, разработанного специально для авиакомпаний США. В начале 1966 г. он поступил в эксплуатацию; построено 69 самолетов.
В июне 1967 г. начались испытания самолета BAC 111–500, который отличался удлиненным фюзеляжем, увеличенным до 119 числом мест и более мощными ТРДД. В конце 1969 г. фирма BAC приступила к разработке варианта «Model 111–475», который имел фюзеляж от самолета BAC 111–400, а крыло и силовую установку — от самолета BAC 111–500. На новом самолете было установлено шасси с пневматиками низкого давления, что обеспечило эксплуатацию с ВПП с ослабленным покрытием. Первый полет самолета BAC 111–475 состоялся 27 августа 1970 г. В июле 1971 г. он был сертифицирован, и в этом же месяце начались поставки. Специально для ВВС султаната Оман в начале 1970-х годов было построено три грузопассажирских самолета, оснащенных с левого борта перед крылом грузовой дверью размером 3,05×1,85 м. В 1980-х годах несколько самолетов BAC 111–400 (под обозначением 111–495) было построено по лицензии в Румынии фирмой «Ромаэро». В настоящее время предпринимаются попытки установить на самолетах BAC 111 шумоглушащие устройства на гондолах ТРДД, в результате чего самолеты смогут отвечать современным нормам по шуму (ИКАО, глава 3) и находиться в эксплуатации в 2000-х годах.
Самолет выпускался серийно в 1965—1974 гг. Всего было поставлено 232 самолета в различных модификациях. В конце 1996 г. в эксплуатации находилось 108, из которых более половины находится у европейских авиакомпаний.
Тактико-технические характеристики:
.
Тип двигателя: | 2 ТРДД Rolls-Royce Spey RB.168 Mk 512-14DW |
Размах крыла, м: | 28.50 |
Длина самолета, м: | 28.50 |
Высота самолета, м: | 7.47 |
Площадь крыла, м2: | 95.78 |
Масса, кг: | пустого самолета — 23340 нормальная взлетная — 41700 максимальная взлетная — 44670 |
Внутреннее топливо, л: | 14020 |
Тяга, кгс: | 2×5700 |
Максимальная скорость, км/ч: | 920 |
Крейсерская скорость, км/ч: | 850 |
Практическая дальность, км: | 3600 |
Дальность действия, км: | 2420 |
Практический потолок, м: | 10670 |
Экипаж, чел: | 2 |