BAC 111–500 — ближнемагистральный пассажирский самолет, разработанный английской фирмой British Aerospace. Самолет представляет собой дальнейшее развитие самолетов BAC 111–300 и -400, отличаясь увеличенными размерами. Опытный самолет BAC 111–500 совершил первый полет 30 июня 1967 г. В августе 1968 г. завершилась его сертификация, и практически одновременно начались поставки. В 1975 г. между фирмой BAC и румынским государственным предприятием IRMA было подписано соглашение о сотрудничестве в производстве самолетов BAC 111–500. Первоначально в Румынии изготовлялись отдельные элементы планера самолета с последующей отправкой в Великобританию на завод фирмы BAC. В 1979 г. фирма British Aerospace (в состав которой вошла фирма BAC) подписала с румынской фирмой «Ромаэро» соглашение, разрешившее выпускать самолет по лицензии. Первый лицензионный самолет был построен в августе 1982 г., а в сентябре начались его летные испытания. Всего фирма «Ромаэро» построила девять самолетов (данная модификация выпускалась под обозначением 111 -560, а самолет BAC 111 -400 — под обозначением 111 -495) для румынских авиакомпаний «Таром» и «Ромавиа». В 1980-х годах в связи с принятием более ужесточенных норм по шуму фирма British Aerospace начала попытки по оснащению самолетов BAC 111 шумоглушащими устройствами на гондолах ТРДД. В результате многолетних исследований и испытаний только весной 1997 г. должны были начаться летные испытания самолета BAC 111 -500 с комплектом шумоглушащих устройств QNC. Сертификация самолета с этим комплектом намечена на конец 1998 г. В 1982 г. фирма " Ромаэро» провела переговоры с американской фирмой «Ди Говард» относительно замены на самолетах 111 -560 старых двигателей более экономичными ТРДД Rolls-Royce Tay 650 (2×6810 кгс). Кроме того, кабину экипажа предполагалось оснастить цифровым комплексом авионики EFIS производства американской фирмы «Ханиуэлл». Модифицированный вариант самолета получил обозначение «Эйрстар» 2500. В связи с тем, что правительство Румынии отказалось финансировать эту программу, все работы по ней к концу 1980-х годов были прекращены. В 1993 г. была предпринята попытка возобновить программу модернизации после того, как фирма «Ромаэро» получила от американской авиакомпании «Киви Интернешнл» заказ на переоснащение 16 самолетов, находившихся у нее в эксплуатации. Первый переоборудованный самолет предполагалось передать в 1995 г., но румынское правительство снова не обеспечило финансирование. По мнению фирмы «Ромаэро», самолет «Эйрстар» 2500 достаточно конкурентоспособен на мировом рынке и по ряду параметров превосходит однотипный самолет Фоккер 100.
Самолет выпускался серийно в 1968—1977 гг. В конце 1996 г. в эксплуатации находилось 57 самолетов данной модификации.
Тактико-технические характеристики:
.
Тип двигателя: | 2 ТРДД Rolls-Royce Spey RB.168 Mk 512-14DW |
Размах крыла, м: | 28.50 |
Длина самолета, м: | 32.61 |
Высота самолета, м: | 7.47 |
Площадь крыла, м2: | 95.78 |
Масса, кг: | пустого самолета — 24450 максимальная взлетная — 47400 |
Внутреннее топливо, л: | 14020 (17200) |
Тяга, кгс: | 2×5700 |
Максимальная скорость, км/ч: | 920 |
Крейсерская скорость, км/ч: | 850 |
Практическая дальность, км: | 3800 |
Дальность действия, км: | 2780 |
Практический потолок, м: | 10670 |
Экипаж, чел: | 2 |