Получивший кодовое обозначение НАТО Crusty, самолет Ту-134 на базе Ту-124 с Т-образным хвостовым оперением имел схему с задним расположением двигателей. Первоначально обозначенный как Ту-124А, он отличался увеличенными размахом крыла и выдвижными закрылками, двухсекционными элеронами и слегка удлиненным фюзеляжем (кессон крыла проходил через него ниже уровня пола). Два опытных экземпляра были изготовлены из незавершенных самолетов Ту-124 (первый из них совершил полет в 1962 г.). К тому времени было принято обозначение Ту-134. У самолета, первоначально рассчитанного на 64 пассажира и экипаж из четырех человек, вскоре количество мест было увеличено до 72 в компоновке с двумя салонами (44 и 28). Вариант Ту-134А имел вспомогательную силовую установку, усиленное крыло и фюзеляж, удлиненный на 2,7 м (8 футов 8 дюймов). Кабины различной планировки, все с салоном на 28 человек в хвостовой части, вмещали максимум до 84 пассажиров. На самолете Ту-134А2 носовая часть была застекленной, на самолете Ту-134А3 были установлены более мощные двигатели Соловьева Д-30 Серии III. На самолете Ту-134Б из кабины экипажа было удалено место штурмана, машина имеет интерцепторы прямого управления подъемной силой. Многие экземпляры были переделаны для экспериментальных исследований; Ту-134УБЛ для подготовки экипажей самолета Ту-160 и военно-морской учебно-тренировочный Ту-134БШ, который имел радар самолета Ту-22 М в носовой части.
Тактико-технические характеристики:
.
Тип двигателя: | Д-30-II |
Размах крыла, м: | 29 |
Длина, м: | 37.1 |
Высота, м: | 9.02 |
Площадь крыла, м2: | 127.3 |
Масса пустого самолёта, кг: | 29050 |
Масса максимальная взлётная, кг: | 47000 |
Тяга нефорсажная, кгс: | 133.36 |
Масса топлива нормальная, кг: | 16500 |
Крейсерская скорость, км/ч: | 885 |
Практическая дальность, км: | 3500 |
Практическая дальность, км: | 1890 |
Практический потолок, м: | 11900 |
Экипаж, чел: | 3 |