Начавшаяся в 1968 г. эксплуатация истребителя-перехватчика ВАС Лайтнинг (ВАС — Британская авиастроительная корпорация) ознаменовала новую эру для Королевских ВВС. Инициатором проекта был В. Е. («Тедди») Петтер. Еще в 1947 г. был заключен контракт на создание экспериментального сверхзвукового самолета.
4 августа 1954 г. поднялся в воздух оснащенный двумя бесфорсажными турбореактивными двигателями Бристоль Сиддли Сапфир (Bristol Siddeley Sapphire) базовой конструкции Инглиш Электрик P.1A (English Electric P.1A), позднее превысивший скорость звука. В 1954 г. проект самолета претерпел широкие изменения.
Три действующих прототипа, обозначенные как Инглиш Электрик P.1B (English Electric P.1B), были оборудованы турбореактивными двигателями Эйвон (Avon) и имели воздухозаборник с центральным телом. Первый P.1B (XA847) поднялся в воздух 4 апреля 1957 г. Девять месяцев спустя ВВС утвердили для самолета название Лайтнинг. 25 ноября 1958 г. P.1B, оборудованный двигателем Эйвон, на форсаже впервые превысил скорость 2 М. Позже были испытаны еще 20 предсерийных самолетов. Окончательно Лайтнинг был утвержден для введения в эксплуатацию в 1960 г.
Сверхзвуковой всепогодный перехватчик имел радар системы перехвата и управления огнем Ферранти Эйрпасс Mk.1 (Ferranti Airpass Mk.1 в носовом конусе, реактивные снаряды с тепловой головкой наведения Файрстрикс (Firestreaks) и истинно сверхзвуковые летные характеристики.
Первая серийная модель была обозначена как Лайтнинг F.1. Окончательный серийный вариант этой модели — Лайтнинг F.1A — имел систему дозаправки в воздухе и радиоустановку сверхвысокой частоты. Следующей разработкой стал Лайтнинг F.2 с увеличенными дальностью полета, практическим потолком и скоростью, более совершенной электроникой, системой подачи кислорода, управляемым носовым колесом и полностью регулируемыми форсажными камерами. Первый F.2 поднялся в воздух 11 июля 1961 г.
Лайтнинг F.3 — дальнейшая разработка — был оборудован двумя турбореактивными двигателями Эйвон (Avon) 300-й серии с тягой на форсаже 7420 кг (16360 фунтов). Он не имел стрелкового оружия, так как был оснащен многоцелевыми ракетами Ред Топ (Red Top). Для дальних полетов на самолете устанавливали два больших надкрыльных сбрасываемых топливных бака и топливоприемник системы дозаправки в воздухе. Первый F.3, имеющий киль с квадратной законцовкой и систему управления огнем, поднялся в воздух 16 июня 1962 г.
Лайтнинг F.6 был воплощением давнего решения фирмы ВАС, предусматривавшего увеличение запаса топлива (почти в 2 раза) и модификацию передней кромки крыла. На F.6 было установлено крыло с изогнутой и завернутой передней кромкой. Это позволяло эксплуатировать его при больших нагрузках и привело к значительному увеличению эффективности.
Тактико-технические характеристики:
.
Тип двигателя: | 2 ТРД Rolls Royce Avon 210P |
Размах крыла, м: | 10.56 |
Длина, м: | 16.84 |
Высота, м: | 5.97 |
Площадь крыла, м2: | 42.60 |
Масса, кг: | пустого самолета — 10890 нормальная взлетная — 18200 максимальная взлетная — 21200 |
Тяга, кгс: | 2×6545 |
Максимальная скорость полета, км/ч: | 2415 |
Крейсерская скорость полета, км/ч: | 950 |
Практическая дальность, км: | 1350 |
Скороподъемность, м/мин: | 9144 |
Практический потолок, м: | 18300 |
Экипаж, чел: | 1 |