Несовершенство противовоздушной обороны авианосцев конца 50-х годов явилось предпосылкой «.созданию палубных самолетов нового поколения. Формированием ПВО американцы начали заниматься сразу после окончания войны. Основные исследования по программе «Шмель» велись в университете имени Джона Хопкинса. Результатом ее выполнения стали знаменитые зенитные комплексы серии Т: «Талое», «Терьер» и «Тартар». Размещенные на кораблях охранения, они образовывали три оборонительных кольца ПВО: дальнее — «Талое» (радиусом 130 км), среднее-«Терьер» (80 км) и ближнее-«Тартар» (18 км). Четвертое составляла сама палубная авиация. Интересно отметить, что ракетами «Талое» было вооружено большинство тяжелых авианосцев. Возникает вопрос — зачем авианосцу, у которого есть несколько эскадрилий всепогодных перехватчиков, такие ракеты? Оказывается, появление тяжелых авиационных крылатых ракет (КР) накладывало особые штрихи на облик палубных истребителей. Стремление отодвинуть рубежи перехвата как можно дальше от корабля пагубно отражалось на взлетно-посадочных характеристиках самолетов. Для взлета «демонов» и «крусейдеров» с боевым снаряжением уже требовался ветер умеренной силы, который, как известно, дует не всегда. Следовательно, в штиль или в шторм единственным боеспособным средством против ракет и бомбардировщиков на больших дальностях становились ЗРК «Талое». С каждым годом положение усложнялось: «Талое» уже не доставал носители КР. Да и ракеты стали летать на малых высотах.
Логичным выходом должен был стать новый истребитель-перехватчик с улучшенными взлетно-посадочными характеристиками. Основную борьбу за заказ на такую машину повели фирмы «Грумман», «Воут» и «Макдоннол». Первая предложила самолет G-118, позже обозначенный XF-12 °F. Его отличала необычная силовая установка, состоящая из двух турбореактивных и одного жидкостного ракетного двигателя. «Воут» модернизировала «Крусейдер», а «Макдоннэл» вспомнила о модификации истребителя «Демон» — F3H-G/H. Последний самолет более известен под обозначением АН-1; проектировался он как истребитель-бомбардировщик, и использовать его в качестве перехватчика без переделки было невозможно. Изменили состав вооружения, оборудование и конструкцию. Исходя из опыта проектирования «сухопутного» ««F-101 Âóäó <f101.htm>, новую машину сделали двухместной: первым сидит летчик, за ним оператор системы вооружения. Такая схема позволяла пилоту сосредоточиться на пилотировании.
К 1958 году фирмы «Воут» и «Макдоннэл» построили опытные образцы своих самолетов. F8U-3 взлетел 2 июля 1958 года. Максимальная скорость F8U-3 достигла 2500 км/ч, существенно изменилось оборудование, но взлетно-посалочные характеристики не улучшились. В последнем, безусловно, лидировала машина «Макдоннэла». Поднявшись в воздух 27 мая 1958 года, она поразила всех своими передовыми летными характеристиками. Не случайно на F4H «Фантом-2» (так назвали новый перехватчик) было установлено около двух десятков мировых рекордов в различных категориях. Но главное то, что «Фантом» стал первым истребителем США, способным взлетать с палубы в полное безветрие. Для этого ему требовался лишь полный ход авианосца и стандартная паровая катапульта.
Построили 23 предсерийные машины YF4H-1; на последних пяти из них установили бортовую РЛС APQ-72 вместо временной APQ-50, взятой от «Крусейдера». После этого F4H получил возможность применять ракеты «Спарроу» — ведь дальность действия РЛС увеличилась в три раза и достигла величины 90 км. Для гарантированного поражения цели система управления оружием рассчитывалась на залповый пуск ракет, по две одновременно.
Первая серийная модификация F4H-1 F выпускалась с 1960 по 1961 год, всего 24 самолета. Из них сформировали две учебные эскадрильи: VF-121-для обучения летчиков и технического персонала на Тихом океане, и VF-101 — на Атлантическом, В 1962 году истребители получили новое обозначение F-4A. Для вооружения первых боевых частей фирма выпустила новую модификацию «Фантома» — F-4B, с усовершенствованным оборудованием. Она находилась в производстве до 1966 года и послужила основой для всех последующих модификаций.
Боевое крещение лучшего истребителя флота состоялось осенью 1962 года. «Фантомы» 102-й эскадрильи, действуя с авианосца «Энтерпрайз», сопровождали палубные разведчики F8U-1P, которые фотографировали советские корабли на пути к Кубе во время Карибского кризиса. Правда, до применения оружия дело не дошло.
F-4 быстро вытеснял с палуб другие типы истребителей. К 1963 году на флоте насчитывалось 10 эскадрилий «фантомов», 4 эскадрильи «демонов» и 14 «крусейдеров». Через год «демолы» исчезли совсем, a F-8 находились только на устаревших авианосцах типа «Хенкок» и «Эссекс» (8 эскадрилий). Такое соотношение сохранялось до 1971 года, после которого на флоте остались только F-4.
Вытесняя другие самолеты, «фантомы» были не единственным средством борьбы с воздушным противником. По общему замыслу структура вышеупомянутого четвертого кольца ПВО состояла из двух авиационных комплексов — среднего и дальнего. Первым стал уже известный нам F-4. Барражируя на удалении 200 км от авианосца, в течение 1,5 часа он образовывал полосу обороны шириной 120 км (от 130 до 250 км от корабля). Поле деятельности второго начиналось за пределами дальности «Фантома» (более 250 км). Говоря о «пределе дальности», мы имеем в виду не радиус действия самолета, а удаление зоны патрулирования.
Разработка самолета для второго комплекса началась в 1958 году, когда основные характеристики первого были уже известны. Работу поручили фирме «Дуглас», у которой имелся опыт создания всепогодных дозвуковых перехватчиков («Скайнайт»). Новый самолет получил название «Миссилер» F-6D; по сути, он являлся летающей стартовой платформой для ракет большой дальности класса «воздух — воздух». Управляемую ракету «Игл», которой планировали вооружить F-6D, предполагалось наводить с помощью радиолокатора с антенной диаметром 1,5 м. Время патрулирования машины на дальности 250 км достигало нескольких часов. Через три года под давлением министра обороны финансирование проекта было прекращено и место «Миссилера» в иерархии ПВО занял самолет TFX (F-111В). До его появления задачи дальней обороны временно возложили на «Фантом», компенсируя слабость его РЛС использованием базовых самолетов радиолокационного дозора ЕС-121 «Варнинг Стар» (WV-3).
Специалисты «Макдоннэла» постоянно совершенствовали свое детище. Даже в пределах одной модификации F-4B (649 самолетов) насчитывается 29 разновидностей или серий машины. Внешних отличий у них практически нет. Наиболее известными стали «Фантомы» 14-й серии; им даже присвоили новый буквенный индекс G. F-4G могли наводиться на воздушную цель полуавтоматически с помощью специальной системы. Интересно заметить, что до этого наведение производилось голосом по рации, так как на палубных самолетах ДЛРО «Трейсер» системы передачи данных отсутствовали. Сначала построили 5 машин F-4G, затем еще семь. Все они вошли в состав эскадрильи VF-213 и действовали во Вьетнаме.
Вьетнамская война стала настоящим испытанием для «Фантома». Именно ему принадлежит первая победа в воздушном бою. Утром 8 апреля 1965 года «Фантом» сбил ракетой «Спарроу» вьетнамский МиГ-17, после чего сам был подбит из пушки другого МиГ-17. Экипаж не успел катапультироваться и утонул в море вместе с поврежденным самолетом. Общие результаты боев были, как известно, не в пользу американцев, и, учитывая недостатки в конструкции и характеристиках, они начали производство модификации F-4J с новыми двигателями и РЛС. Кроме этого, 228 машин F-4B доработали на заводах фирмы и вернули в части под обозначением F-4N. Темпы серийного производства достигали 50–70 машин в месяц.
После окончания войны появилась последняя модификация истребителя для ВМС F-4S. В нее «превратили» 260 штук F-4J. В настоящее время F-4N и F-4J сняты с вооружения, а четыре эскадрильи F-4S находятся в резерве корпуса морской пехоты США. В боевых подразделениях остался только разведывательный вариант — RF-4B, образца 1965 года (одна эскадрилья).
Описание конструкции
«Фантом» представляет собой цельнометаллический низкоплан со стреловидным крылом (45 градусов), концевые части которого отогнуты вверх на 12 градусов, что способствует повышению путевой устойчивости. Киль большой площади имеет руль направления. Поверхности стабилизатора установлены с отрицательным углом поперечного V и на больших углах атаки играют роль подфюзеляжных килей, затягивая сваливание самолета. Фюзеляж имеет плоскую нижнюю поверхность, плавно переходящую в крыло, обеспечивая увеличение подъемной силы. При размещении на авианосце концевые части крыла складываются. Механизация крыла включает в себя: закрылки, элероны и отклоняемые носки. Для повышения эффективности управления и снижения лобового сопротивления имеется система сдува пограничного слоя с закрылков и носка крыла. Обшивка средней и задней частей фюзеляжа (над двигателями и за ними) выполнена двухслойной. Между слоями прогоняется воздух для охлаждения внешней поверхности. В хвостовой части установлен тормозной парашют диаметром около 5 м (в палубной авиации он используется как противоштопорный). Для зацепления за тросы аэрофинишера в задней части фюзеляжа шарнирно закреплен тормозной крюк. Выпускается он под действием давления пружины амортизатора. Крепление «Фантома» к челноку катапульты при взлете осуществляется с помощью биделя — стального троса, середина которого закрепляется на челноке, а концы на «крючках» в корневой части крыла. Применение этой системы связано с большой базой шасси самолета. После взлета трос сбрасывается. Шасси трехстоечное; основные стойки одноколесные и убираются в фюзеляж. Передняя стойка двухколесная, убирается назад.
Топливо размещается в фюзеляжных и крыльевых баках, общая емкость которых — 7570 л. Под крылом могут подвешиваться дополнительно два бака емкостью по 1400 л каждый. Есть еще топливный бак, подвешиваемый под фюзеляжем; он вмещает 2270 л горючего. Имеется также система дозаправки топливом в воздухе; штанга топливоприемника установлена справа у кабины летчика.
На самолете используются двигатели семейства J-79 с тягой от 7325 до 8120 кг, в зависимости от модификации машины. На F-4S установлены двигатели с пониженным дымлением. Последнее существенно снизило заметность истребителя в воздухе. До этого опытные летчики замечали «Фантом» на дальности почти 100 км, при высоте полета 10 000 м.
Оборудование F-4 состоит из бортовой РЛС, инфракрасной системы обнаружения, навигационной системы, бомбардировочного прицела, автоматической системы посадки на авианосец и системы автоматического управления полетом. Разведывательная модификация (RF-4B) отличается удлиненной носовой частью, в которой установлены различные фотоаппараты и инфракрасная станция разведки. Кроме этого, на RF-4B имеется РЛС бокового обзора. Все модификации самолета оборудованы системой РЭБ, антенны которой расположены в верхней части воздухозаборников.
Вооружение самолета
Характерным отличием F-4 является отсутствие встроенного пушечного вооружения. В бою это стало серьезным недостатком истребителя. Попытка конструкторов решить проблему за счет установки подвесных пушечных контейнеров не дала положительных результатов. Точность стрельбы, «благодаря» вибрациям контейнера, была практически нулевой. Стационарную же пушечную установку ставить не захотели, избегая утяжеления конструкции. Основным вооружением стали управляемые ракеты «Спарроу» (до 6 шт.) и «Сайдуиндер» (до 4 шт.). Для нанесения ударов по наземным целям могут использоваться УР класса «воздух — земля»: «Буллпап», «Мейверик» и «Шрайк». Возможна подвеска на истребитель управляемых бомб практически всех типов, в том числе и GBU-15. Обычные и управляемые бомбы, НУР и УР размещаются на 9 узлах подвески. Четыре подфюзеляжных узла предназначены исключительно для ракет «Спарроу»; в последних модификациях на передний левый подфюзеляжный узел могут подвешивать станцию РЭБ.
Тактико-технические характеристики:
.
Тип двигателя: | 2 xТРДФ General Electric J79-GE-17. |
Размах крыла, м: | 11,70 |
Длина самолета, м: | 19,20 |
Высота самолета, м: | 5.00. |
Площадь крыла, м2: | 49,20 |
Угол стреловидности по ¼ хорд, град: | 45 |
Масса, кг: | пустого самолета — 13760 топлива — 6080 нормальная взлетная — 20800 максимальная взлетная — 26330 |
Максимальная тяга, кН: | бесфорсажная — 2×53,00 форсажная — 2×79,60 |
Максимальная скорость, км/ч: | на малой высоте — 1200 (М= 1,15) на большой высоте — 2300 (М=2,2) |
Максимальная скороподъемность, м, мин: | 15000 |
Практический потолок, м: | 16600 |
Практическая дальность, км: | 2380 |
Длина разбега, м: | 1340 |
Длина пробега с тормозным парашютом, м: | 950 |
Макс. эксплуатационная перегрузка: | 6,0 |
Экипаж, чел: | 2 |