Многие люди из Пентагона и конгресса США очень быстро поняли ущербность «Томкэта» в качестве многоцелевого истребителя, при этом вовсе не умаляя его способность осуществлять ПВО авианосного соединения на дальних рубежах. Наряду с чисто техническими проблемами особую тревогу вызывала слишком высокая цена перехватчика. Один «Томкэт» стоил столько же, сколько четыре отнюдь не самых дешевых «Фантома», причем «Фантом», в отличие от F-14, был «мастером на все руки», способным и крылатые ракеты сбивать (теоретически), и воздушный бой вести (правда, не всегда удачно), и удары по наземным целям наносить. Конечно, никто не ставил вопрос о продлении срока службы F-4 в качестве альтернативы принятию на вооружение «Томкэта». Конкурент у F-14 был куда более серьезный: в июле 1971 г. Пентагон инициировал изучение возможности базирования на авианосцах истребителей F-15. Тогда фирме Грумман при поддержке вице-адмирала Коннели удалось сравнительно легко отстоять «Томкэт». Новая дискуссия развернулась в марте 1973 г.; вновь на палубы авианосцев продвигали F-15N (N — NAVY, ВМС США). Фирме Грумман пришлось туго. Спешно в противовес F-15 были представлены проекты модернизации «Томкэта» в F-14B/C/D. «Иглы» так и не появились на авианосцах, но «Томкэтам», тем не менее, пришлось потесниться: дискуссия оказала влияние на развитие авиации ВМС, стимулировав работы по многоцелевому истребителю F-18 «Хорнит». Таким образом, ВМС, как и ВВС США пришли к выводу о необходимости иметь на вооружении смешанный парк истребителей: дорогих и сложные-F-14, F-15) наряду с более простыми и дешевыми (F-18, F-16).
Возможности «Томкэта» по ведению воздушного боя были, конечно, недостаточными, зато самолет обладал и неиспользованными резервами тактического применения, прежде всего в качестве разведчика и ударного самолета. В 1980- 81 гг. 49 самолетов F-14 оборудовали подвесными контейнерами тактической разведывательной системы TARS. Контейнер подвешивался под хвостовой частью фюзеляжа. Система TARS позволяла вести разведку при ясной погоде с малых и средних высот; в контейнере установлены два фотоаппарата (один из них панорамный) и ИК система обзора с линейной разверткой. Исследования по изучению возможности применения F-14 в качестве ударного самолета начались в 1988 г., когда на полигоне ВМС Чайна Лэйк испытывались различные варианты бомбовой нагрузки самолета. После «Бури в Пустыне» в состав БРЭО самолета интегрировали подвесные контейнеры LANTIRN, обеспечивающие навигацию и применение оружия по наземным целям в полете ночью на малых высотах, а в состав подвесного вооружения включили бомбы с лазерным наведением. Доработанные таким образом F-14 получили название Bomcat. Первым подразделением, чьи «Томкэты» превратились в «Бомбкэты», стала в 1994 г. эскадрилья VF-103.
Главное внешнее отличие «Бомбкэта» в оборудовании — установка в кабине 20-ти дюймового дисплея тактической обстановки и боковых ручек управления, разработанных еще по программе малозаметного палубного штурмовика А-12.
Тактико-технические характеристики:
.
Тип двигателя: | ТРДДФ General Electric F110-GE-400 |
Размах крыла, м: | максимальный — 19.55 минимальный — 11.65 |
Длина самолета, м: | 19.10 |
Высота самолета, м: | 4.88 |
Площадь крыла, м2: | 52.49 |
Масса, кг: | пустого самолета — 18950 максимальная взлетная — 33725 |
Масса топлива, кг: | внутренее — 7350 ПТБ — 1725 |
Максимальная тяга, кН: | форсированная — 2×120.10 нефорсированная — 2×71.20 |
Максимальная скорость, км/ч: | 1990 (М=1.88) |
Крейсерская скорость, км, ч: | 765 |
Практический потолок, м: | 16150 |
Практическая дальность, км: | 2965 |
Боевая дальность, км: | 1994 |
Макс. эксплуатационная перегрузка: | 7,0 |
Экипаж, чел: | 2 |