Заказ на разработку Р1Y был передан на I морской авиационно-технический арсенал в 1940 г. Задание 15-Си предусматривало создание скоростного самолета, годного на роль торпедоносца и пикирующего бомбардировщика. Конструкторский коллектив под руководством Таданао Мицузи и Масао Ямана спроектировал аэродинамически чистый двухдвигательный среднеплан с узким фюзеляжем. В качестве силовой установки были выбраны двигатели Накадзима Хомаре: 18-цилиндровые воздушного охлаждения, которые еще требовалось разработать. С этими двигателями планировалось достигнуть скорости 550 км/ч. Несмотря на небольшие размеры, в самолете удалось разместить восемь протектированных и шесть непротектированных баков общей емкостью 5535 л, которые можно было еще дополнить парой 220 л подвесных баков. Правда, бронезащита ограничивалась только 20 мм бронезаголовником пилота. Самолет также имел слабое оборонительное вооружение из двух пулеметов: в кабине штурмана и в задней части верхнего фонаря. Бомбовая нагрузка состояла из 800 кг торпеды в полуутопленном положении под фюзеляжем или двух 500 кг бомб на внутренней подвеске.
Пока на арсенале шла разработка проекта, получившего обозначение Y 20, флот решил головным по производству нового бомбардировщика выбрать завод Накадзимы в Каизуми, где в начале 1943 г. планировалось завершить производство Бомбардировщика-торпедоносца тип 96. С выпуском в феврале 1943 г. последних пяти G3 М³ завод в Каизуми стал готовить сборочную линию под Р1Y.
Первый опытный самолет был выпущен в августе 1943 г. с парой двигателей Хомаре 11 мощностью 1820 лс, и вскоре состоялся его первый полет. Заводские летчики-испытатели и боевые пилоты особенно хорошо отзывались о высокой скорости и хорошей управляемости самолета, но их энтузиазм не разделяли механики, вынужденные бороться с постоянно отказывающей сложной гидравликой и ненадежными двигателями. Даже в идеальных условиях при обслуживании опытными заводскими механиками проблем было столько, что несмотря на набиравшее темпы производство, флот еще в течение года не решался разрешить поставки бомбардировщика в строевые части. В течение всего этого времени в серийную модель были внесены многочисленные изменения. Главными из них были замена обтекаемого лобового стекла на плоские пулестойкие панели, установка нового капота с отдельными выхлопными патрубками и замена клепки впотай на заклепки с плоской головкой. Серийные самолеты также получили новые двигатели Хомаре 12, а стойка хвостового колеса стала неубираемой. Заметно изменилось оборонительное вооружение: первые серийные самолеты вместо 7, 7 мм пулеметов получили 20 мм пушки Тип 99 модель 1 которые из-за низкого темпа стрельбы в свою очередь в процессе производства заменяли на 13 мм пулеметы Тип 2 модели соответственно назывались Р1Yа, Р1Yb и Р1Yс. Последние серийные самолеты получили поисковый локатор. Планировалось также использовать Р1Y в качестве носителя самолета-камикадзе Ока модель 22.
В конце концов флот принял Р1Y на вооружение под обозначением морской бомбардировщик Гинга модель 11. Но постоянные проблемы с техническим обслуживанием (в первую очередь из-за ненадежного двигателя Хомаре 12, который редко выдавал заявленную мощность), задержали поставки Гинга в боевые части до весны 1945 г. Тем не менее в боевой обстановке самолет показал себя неплохо, и несмотря на то, что он успел провоевать всего полгода, союзники отзывались о нем, как об отличной боевой машине.
Высокая скорость, достигнутая во время испытаний Р1Y1, привлекла к нему внимание разработчиков ночных истребителей. Флот приказал Каваниси разработать на своем заводе в Конане истребительный вариант Р1Y. Зная о ненадежности двигателей Хомаре, Каваниси решила использовать 14-цилиндровые двигатели воздушного охлаждения Мицубиси Касей 25а мощностью 1850 лс. Самолет получил обозначение Р1Y-S. При этом ночной истребитель сохранил бомбоотсек, так как его планировалось использовать и в качестве ночного бомбардировщика. С истребителя снималась носовая пушка, вместо нее ставились под углом к горизонту две 20 мм пушки Тип 99. 20 мм пушка в задней части кабины на оборонительной установке была сохранена. Первый полет Р1Y-S совершил в июне 1944 г., после чего было решено запустить его в серийное производство под обозначением Морской ночной истребитель Киокоо (Утренняя заря). Но боевые качества нового истребителя оказались разочаровывающими. В результате с большинства из 96 выпущенных Р1Y2-S наклонные пушки снимались, а самолеты использовались уже в качестве бомбардировщиков под обозначением Модель 16 Р1Y2. Также неудачной оказалась попытка переделать в ночной истребитель Бякко (Белый свет) ранее выпущенные на Накадзиме бомбардировщики путем установки пары наклонных 20 мм пушек: одна перед кабиной, другая за ней.
В течение последнего года войны были предложены многочисленные модификации Р1Y, включая использование на нескольких машинах деревянной хвостовой секции фюзеляжа и экспериментальную установку верхней башни с механизированным приводом для двух 20 мм пушек. Третий опытный самолет использовался для испытаний в полете компрессорного реактивного двигателя Цу 11, который предназначался для Ока модель 22. Один самолет также был оснащен десятью 20 мм пушками для стрельбы вперед. В проекте был даже самолет с шестнадцатью 20 мм пушками. Также в планах был цельностальной вариант самолета.
Тактико-технические характеристики:
.
Тип двигателя: | Nakajima NK9C Homore 12 |
Размах, м: | 20, 00 |
Длина, м: | 15, 00 |
Высота, м: | 4, 30 |
Площадь крыла, м2: | 55, 00 |
Крейсерская скорость, км/ч: | 370 |
Ввемя набова высоты 3000 м мин: | 42 |
Вес пустого, кг: | 7265 |
Вес взлетный, кг: | 13500 |
Максимальная скорость на высоте 5900 м, км/ч: | 547 |
Дальность, км: | 5370 |
Потолок, м: | 9400 |
Экипаж, чел: | 3 |