Утром 24 октября 1944 г. над американской эскадрой показался одинокий одномоторный самолет. Кометой спикировав сквозь разрывы зенитных снарядов, он одной единственной 250 кг бомбой накрыл авианосец Принстон. Последовал пожар, а потом, в момент эвакуации экипажа мощный взрыв, тяжело повредивший находившийся рядом крейсер Бирмингем. Погибло 229 человек, 420 было тяжело ранено.
Самолетом, нанесшим этот удар американскому флоту был пикирующий бомбардировщик Сусей (Комета) один из самых красивых самолетов второй мировой войны. Он был спроектирован с искусством, не уступающим таким разработкам, как британский бомбардировщик Москито. Даже их судьба сходна: спроектированные в качестве бомбардировщиков, они сначала использовались в качестве разведчиков и оба применялись как ночные истребители.
Уже в то время, когда первый D3А1 проходил испытания, имперский флот выпустил новое задание 13-Си для следующего поколения пикировщиков. Первоначально японский морской штаб планировал запустить в серию модифицированный вариант Не 118. Флот приобрел на фирме Эрнст Хейнкель АГ опытный Не 118-V4 и лицензию на его производство. Под обозначением ОХНе1 штурмовик морской экспериментальный тип Не самолет испытывался весной 1938 г. в Японии. Но он оказался слишком тяжелым для применения с авианосца, а планы его серийного производства были отклонены после разрушения самолета в воздухе. Характеристики Не 118 произвели на японский морской штаб большое впечатление, и в результате появились спецификации 13-Си на двухместный пикировщик с максимальной скоростью 515 км/ч, крейсерской скоростью 425 км/ч, дальностью полета 1450 км с 250 кг бомбой и 2200 км без бомб. Конкурса по этому заданию не было: заказ получил I морской авиационно-технический арсенал в Йокосуке, который должен был разработать уменьшенный вариант Не 118 для применения с авианосцев.
Под руководством главного инженера Масао Ямана конструкторы арсенала спроектировали один из самых эстетичных одномоторных бомбардировщиков второй мировой войны. Общим с Не 118 осталось только использование 12-цилиндрового двигателя жидкостного охлаждения Айчи Ацута который представлял собой лицензионный вариант Даймлер-Венц DB 601А, стоявшего на немецкой машине. Самолет имел размах крыла 11, 5 м. Несмотря на небольшие размеры, D4Y1 нес столько же топлива, что и больший по размерам D3А1, и имел бомбоотсек на 500 кг бомбу. Для использования в качестве пикировщика самолет имел три тормозных щитка с электроприводом. Они стояли прямо перед закрылками. Топливная система включала пять непротектированных баков общей емкостью 1070 л один под сиденьем пилота и четыре между лонжеронами крыла. Под крылом можно было подвесить два 330 л топливных бака. За двигателем находился 73 л маслобак. Вооружение было как у D3А1: два синхронных 7, 7 мм пулемета Тип 97 и один подвижный 7, 92 мм пулемет Тип 1 в задней части кабины. Самолет мог нести 560 кг бомбовой нагрузки.
Разработка D4Y1 продвигалась медленно: небольшому КБ из Йокосуки было тяжело справиться с большим количеством технических новшеств, использованных на самолете.
Так как двигатель Ацута не был еще готов, на самолет поставили купленный в Германии Даймлер-Бенц DB 600G. Первый свой полет самолет совершил в Йокосуке в декабре 1940 г. Полеты проходили на редкость успешно, характеристики были высокими, управляемость приятной. Этого было достаточно для начала подготовки производства D4Y1. Четыре следующих опытных самолета также были оснащены импортными двигателями DB 600G. К моменту завершения испытания этих машин в 1941 г. было решено перевести производство на завод Айчи в Еттоку, так как морской арсенал не имел необходимых мощностей. Однако быстрому запуску самолета в производство помешал флаттер крыла при испытаниях на бомбометание с пикирования. При этом в лонжероне крыла появлялись трещины. Работа над предсерийными машинами под двигатели Айчи уже зашла довольно далеко, чтобы что-либо менять, и их было решено закончить в варианте палубных разведчиков. На разведчике устанавливалась фотокамера К 8 с 250 мм или 500 мм объективом. С двигателями Айчи АЕ1А Ацута мощностью 1200 лс самолет был принят на вооружение под обозначением палубный самолет-разведчик морской тип 2 модель 11 (Айчи D4Y1-С). На самолете при этом сохранили стрелковое вооружение, но бомбодержатели были сняты.
В то время, когда D3A2 бросались в отчаянные атаки под жестокие удары истребителей противника в районе Соломоновых островов, конструкторы Айчи и Йокосукского арсенала прилагали все усилия для перепроектирования крыла D4Y1. Крыло получило усиленный лонжерон и новые воздушные тормоза. Самолет был принят для производства в марте 1943 г. под обозначением морской бомбардировщик Сусей модель 11. Таким образом, производство самолета долгое время было ограничено: выпустили только по два D4Y1-С в октябре и ноябре 1942 г., пять D4Y1-С в декабре 1942 г., шесть в феврале и семь в марте 1943 г. Однако, после запуска в серию Кометы, общий выпуск D4Y1 и D4Y1-С быстро возрос, достигнув 76 машин в декабре 1943 г. По мере разворачивания серийного производства были подготовлены новые модификации самолета. Так, морской бомбардировщик Сусей модель 11 D4Y1 КАИ напоминал своего предшественника и лишь отличался некоторым усилением конструкции для запуска самолета с катапульт авианосцев.
Весной 1944 г. пошел в серию D4Y2 с двигателем АЕ1Р Ацута 32 мощностью 1400 лс в пяти модификациях.
К производству D4Y был подключен и XI военно-морской арсенал в Хиро, поставивший с апреля 1944 г. до конца войны 215 самолетов. Небольшое число D4Y2 из числа выпущенных этим арсеналом было переделано в ночные истребители Сусей-Е D4Y2-S. При этом все бомбардировочное и авианосное оборудование снималось, а для стрельбы вперед под углом к горизонту в задней части фюзеляжа была установлена 20 мм пушка Тип 99. Однако эта модификация имела небольшой успех даже если летчик обнаруживал цель, малая скороподъемность машины не позволяла занять позицию для атаки.
С усилением крыла Сусей стал весьма эффективным пикировщиком с характеристиками значительно более высокими, чем у Кертисс SB2С Хеллдайвер. Главной проблемой самолета была его силовая установка ни DB 601А, ни его лицензионная копия Ацута (или На 40) не обладали необходимой надежностью. В результате в начале 1944 г. самолет был переделан под 14-цилиндровый двигатель воздушного охлаждения Мицубиси МК8Р Кенсей 62 мощностью 1560 лс. Первый самолет с двигателем Кенсей D4Y3 был выпущен в мае 1944 г. Несмотря на большой лоб звездообразного двигателя, рост воздушного сопротивления был сведен к минимуму установкой боковых обтекателей на фюзеляже за капотом, так что летные характеристики практически не изменились. Второй D4Y3 вместе с 91 штукой D4Y2 был выпущен в июне 1944 г., но уже в следующем месяце производство стало переключаться на вариант под двигатель Кенсей. Так, в июле и августе 1944 г. были поставлены 10 и 61 самолет такого типа соответственно по сравнению с 83 и 9 самолетами под двигатели Ацута за те же периоды. К сентябрю 1944 г. в производстве остался только D4Y3, а пик выпуска этого самолета был достигнут в декабре того же года: 106 машин.
Самолет выпускался на Айчи и I арсенале в двух вариантах: Mорской бомбардировщик Сусей модель 33 D4Y3 и Модель 33А D4Y3a последний имел на подвижной установке 13 мм пулемет. Последние серийные самолеты также оснащались тремя стартовыми ракетными ускорителями для взлета с небольших авианосцев.
Поражения японцев на Марианских островах и на Филиппинах, где были потеряны почти все авианосцы, заставили вновь внести изменения в Сусей. Во время боев за Филиппины значительное число D4Y использовалось в качестве самолетов для камикадзе. Так как японский флот остался без авианосцев, на Айчи была разработана специальная одноместная версия Сусея для камикадзе D4Y4. Место радиста снималось, фонарь над ним заделывался, и самолет мог нести 800 кг бомбу в полуутопленном положении. С февраля 1945 г. D4Y4 или Cпециальный морской бомбардировщик-штурмовик Сусей модель 43 заменил на сборочной линии Айчи в Еттоки D4Y3.
Планировался выпуск и Морского авианосного бомбардировщика Сусей модель 54 D4Y5 под двигатель воздушного охлаждения Накадзима NК9С Хомаре мощностью 1825 лс. Предполагалось установить бронезащиту экипажа и протектированные баки, однако до конца войны опытный D4Y5 так и не закончили.
Тактико-технические характеристики:
.
Тип двигателя: | Aichi AElAAtsuta 12 |
Размах, м: | 11, 50 |
Длина, м: | 10, 22 |
Высота, м: | 3, 67 |
Площадь крыла, м2: | 23, 60 |
Вес пустого, кг: | 2440 |
Вес взлетный, кг: | 4250 |
Крейсерская скорость, км/ч: | 426 |
Максимальная скорость на высоте 4750 м, км/ч: | 547 |
Время набора высоты 3000 м, мин: | 5, 2 |
Дальность, км: | 3850 |
Потолок, м: | 9900 |
Экипаж, чел: | 2 |