Когда началась война на Тихом океане, союзники были уверены, что основным палубным торпедоносцем японского флота был биплан В4Y1. Даже когда пришло сообщение о потоплении британских линкоров Принц Уэльский и Рипалс, эту катастрофу первоначально связывали с ним. Но реально к 1941 г. В4Y1 уже использовался только в качестве учебного самолета и крайне сомнительно, что он применялся в боях с союзниками. И это не удивительно, ведь В4Y1 создавался в качестве переходного типа в ожидании готовности новых самолетов Накадзима В5N1 и Мицубиси В5 М1.
В 1934 г. японский флот ощутил крайнюю необходимость в замене палубного торпедоносца Тип 92, оказавшегося ненадежным. Морской штаб подготовил спецификации 9-Си, которые были направлены на Мицубиси, Накадзима и I морской авиационно-технический арсенал. Проект арсенала был разработан Санае Кавасаки, который сделал упор на использование уже отработанных решений и возможность установки любого из целого ряда двигателей.
Для реализации этой задачи Кавасаки установил на вновь разработанный фюзеляж бипланную коробку крыльев от Каваниси Е7К1. Первый опытный вариант такого гибрида был оснащен двигателем жидкостного охлаждения Хиро тип 91 мощностью 600 лс. Самолет впервые был облетан в конце 1935 г. В течение 1936 г. были выпущены еще четыре опытных самолета, второй и третий из которых были оснащены двигателем воздушного охлаждения Котобуки 3 мощностью 640 лс, а четвертый и пятый Накадзима Хикари 2 мощностью 840 лс. Опытные самолеты арсенала проходили конкурсные испытания вместе с Мицубиси-Ка 12 и двумя опытными машинами Накадзима В4N1.
В результате испытаний было установлено, что В4Y1 с двигателем Хикари 2 превосходит своих конкурентов, и в ноябре 1936 г. был получен заказ на серийное производство сразу на Мицубиси, Накадзиме и II морском авиационном арсенале. Серийные самолеты, получившие обозначение палубный торпедоносец морской тип 96, отличались фонарем над кабиной штурмана. Всего было выпущено 205 В4Y1, включая опытные. Самолет использовался японским флотом в качестве палубного торпедоносца до 1940 г. и участвовал в боевых действиях в Китае. Во время войны на Тихом океане несколько оставшихся машин использовалось только в качестве учебных самолетов.
Тактико-технические характеристики:
.
Тип двигателя: | Nakajima Hikari 2 |
Размах, м: | 15, 00 |
Длина, м: | 10, 15 |
Высота, м: | 4, 36 |
Площадь крыльев, м2: | 50, 00 |
Вес пустого, кг: | 2000 |
Вес взлетный, кг: | 3600 |
Крейсерская скорость, км/ч: | 215 |
Максимальная скорость, км/ч: | 278 |
Время набора высоты 3000 м, мин: | 14, 0 |
Дальность, км: | 1475 |
Потолок, м: | 6000 |
Экипаж, чел: | 3 |