Ранней весной 1938-го на заснеженном аэродроме НИИ ВВС появился новый самолет — американский двухместный истребитель «Северский» 2PA-L. Конструктором этого самолета был наш соотечественник, выдающийся летчик первой мировой войны А. Н. Прокофьев — Северский. В 1918-м он переехал в США и в 1931-м основал собственную самолетостроительную фирму в Лонг Айлэнде (штат Нью-Йорк).
Истребитель 2РА, разработанный фирмой «Северски Эркрафкт Корпорейшн» в 1937-м предназначался для сопровождения и охраны бомбардировщиков от вражеских истребителей. Он мог использоваться и как дальний разведчик. Подобно другим самолетам Северского, 2РА представлял собой цельнометаллический, свободнонесущий моноплан с двигателем воздушного охлаждения, убирающимся шасси и низкорасположенным крылом. Для достижения большой дальности полета практически весь внутренний объем крыла занимали топливные баки. Это, наряду с хорошими аэродинамическими формами, обеспечивало ему необычно большой для истребителя радиус действия — более 1000 км.
Еще одной особенностью 2РА стала конструкция задней пулеметной турели. Чтобы не увеличивать вес и сопротивление крыла, Прокофьев — Северский отказался от применения стрелковой установки башенного типа. Стрелок и пулеметная турель закрывались застекленным обтекателем, являвшимся продолжением фонаря кабины. При необходимости стрелок мог, освободив замок, повернуть обтекатель вокруг его продольной оси, спрятать его в фюзеляж и начать стрельбу.
Кроме обычного шасси, самолет мог устанавливаться на поплавки с убирающимися внутрь колесами, приобретая, таким образом, свойства амфибии. Конструктивные особенности этого взлетно-посадочного устройства позволяли эксплуатировать самолет с воды, льда или снега.
Длина самолета составляла 7, 8 м, размах крыла — 11 м, площадь — 20, 5 м², нормальный взлетный вес (с колесным шасси) — 2752 кг. Вооружение — 2 пулемета калибра 12, 7 мм и один — калибра 7, 5 мм. Посадочная механизация состояла из двух крыльевых и одного подфюзеляжного щитков. Шасси и щитки управлялись с помощью электропривода.
По-видимому, такие качества 2РА, как большая дальность полета и возможность садиться и взлетать с неподготовленных площадок и привлекли внимание советских авиационных специалистов. В начале 1937-го советское торговое представительство в США «Амторг» по поручению 1-го Главного управления наркомата оборонной промышленности обратилось к «Северски Эркрафт Корпорейшн» с предложением продать два самолета 2РА и права на их производство в СССР. За это Советский Союз обещал заплатить 780 тысяч долларов.
Прокофьев — Северский не питал симпатий к коммунистическому режиму и даже хотел отказаться от этого выгодного предложения, однако под нажимом Белого Дома, заинтересованного в развитии коммерческих контактов с СССР, пошел на подписание контракта.
Согласно договора подписанного 26 марта 1937-го, фирма «Северски Эркрафт Корпорейшн» изготавливала для СССР два самолета — 2PA-L с обычным колесным шасси и 2РА -А с колесно-поплавковым и выдавала лицензию на их производство.
В то же время, правительство США запретило Прокофьеву — Северскому устанавливать на экспортные 2РА новейший американский двигатель Пратт-Уитни «Дабл Уосп», мощностью 1000 л. с., применявшийся на истребителе P-35. Вместо него самолеты снабдили менее мощным мотором Райт «Циклон» GP-1820 G-7 в 750 л. с. с трехлопастным винтом изменяемого шага фирмы «Гамильтон-Стандарт».
Для контроля за выполнением заказа в США прибыла группа из шести советских авиационных инженеров. Впоследствии число специалистов возросло до 24 человек. Чтобы сохранить в тайне новейшие технические разработки, руководство фирмы построило специальный цех по производству экспортных самолетов. Доступ иностранным заказчикам в другие помещения фирмы воспрещался.
После завершения постройки самолетов и их испытаний, в которых участвовали и советские специалисты (правда, в качестве пассажиров), самолеты погрузили на корабль и отправили в СССР.
Самолет с колесным шасси 2PA-L (заводской номер R-189M) прибыл в НИИ ВВС 14 марта 1938-го. Испытывать машину поручили летчику С. П. Супруну. Основными задачами являлось изучение возможностей самолета в качестве дальнего разведчика и решение вопроса о целесообразности его серийного производства. В испытаниях принимали участие также специалисты 8-го отдела ЦАГИ. Так как аэродром еще был покрыт снегом, колеса заменили на лыжи, изготовленные заводом № 156. До 21 марта успели провести 16 полетов, затем из-за прогара поршня в одном из цилиндров испытания пришлось прервать.
После ремонта самолет поставили на колеса, и 31 мая Супрун вновь поднял машину в воздух. Испытания продолжались до 10 июля при нормальном взлетном весе 2752 кг и центровке 25, 8% САХ. Сорок восемь полетов общей продолжительностью 24 час 15 мин показали следующие летные характеристики: максимальная скорость на высоте 4200 м — 400 км/ ч, время набора высоты 3000 м — 6 мин, практический потолок 8000 м, длина разбега-300 м, длина пробега — 290 м, время выполнения виража на высоте 1000 м — 18 сек.
Высокую оценку получили пилотажные свойства машины. «Техника пилотирования на самолете и его взлетно-посадочные свойства ближе всего напоминают самолет И-16. Разница заключается в том, что самолет „Северский“ имеет лучшую, чем у И-16, устойчивость и триммеры на всех рулях управления, которые позволяют снимать нагрузку на органы управления», — отмечалось в отчете об испытаниях.
Помимо полетов для замера летных характеристик, в НИИ ВВС проводились учебные воздушные бои с самолетами И-16 и Р-10. Двухместный 2РА продемонстрировал явное превосходство не только над двухместным разведчиком Р-10, но и над лучшим советским одноместным истребителем того времени. Вот некоторые выписки о результатах воздушных боев:
1). Преимущество в скорости на высоте 5000 м позволяет самолету «Северский» иметь превосходство в воздухе над самолетом И-16 при его маневрах, сближаясь с ним до 50 м на виражах.
2). Самолет И-16, наоборот, во время активных атак отстает на вираже от «Северского» и, кроме того, как правило, находится под огнем задней точки.
3). В общем итоге на высоте 5000 м самолет «Северский» значительно превосходит самолет И-16 по маневренности и по скорости.
4). Выход из боя для самолета И-16 может быть произведен только в вертикальной плоскости (пикирование).
5). С двухместным разведчиком типа Р-10 самолет «Северский» справляется легко, почти не используя своей задней точки.
В чем же секрет того, что при практически равных по мощности двигателях (применявшийся в учебных боях И-16 тип 5 имел мотор М-25 мощностью 700 л.с.) значительно более тяжелый двухместный истребитель оказался по своим летным параметрам лучше советского одноместного? Он заключается в первую очередь в лучшей аэродинамике американского самолета: коэффициент лобового аэродинамического сопротивления истребителя фирмы «Северский» Р-35, идентичного по схеме самолету 2РА, был всего 0, 0251, тогда как у И-16 эта величина составляла 0, 035. Свою роль сыграли и несколько большая высотность двигателя, установленного на 2РА, а также лучший КПД трехлопастного пропеллера.
Несмотря на отличные летные качества, 2РА не был рекомендован военными к серийному производству. При испытаниях выявилась недостаточная жесткость установки пулеметов, вызывающая большое рассеивание при стрельбе. Кроме того, подводил мотор — дважды происходили прогары поршня. «Самолет» «Северский 2PA-L» на вооружение в ВВС РККА принят быть не может вследствие большой уязвимости его крыльев-баков и общей не доведенности его стрелкового вооружения и винтомоторной группы», — отмечалось в заключении НИИ ВВС.
Позднее самолет передали для испытаний на устойчивость в ЛИИ, их проводил летчик Ю. К. Станкевич.
Второй самолет фирмы «Северски Эркрафт Корпорейшн» 2РА-А (заводской номер NX1307), выполненный в варианте амфибии, испытывали в СССР летчики морской авиации. По их выводам машина для авиации ВМФ интереса не представляла.
В США самолет 2РА серийно не строился. В связи с появлением на вооружении скоростных бомбардировщиков возобладало мнение, что они смогут выполнять боевые задачи без прикрытия истребителями. Несколько лет спустя жизнь показала ошибочность этой точки, зрения — при налетах американской бомбардировочной авиации на Германию без истребительного сопровождения потери оказались так велики, что от подобных операций пришлось отказаться.
Тактико-технические характеристики:
.
Тип двигателя: | Wright Cyclone R-1820 |
Размах, м: | 10, 97 |
Длина, м: | 7, 72 |
Высота, м: | 2, 89 |
Площадь крыла, м2: | 20, 44 |
Вес пустого, кг: | 1900 |
Вес взлетный, кг: | 3645 |
Крейсерская скорость, км/ч: | 389 |
Скороподъемность, м/мин: | 508 |
Дальность, км: | 1930 |
Потолок, м: | 7620 |
Экипаж, чел: | 2 |