Создание самолета Ту-2 (фронтового бомбардировщика) началась в конце 1939 года конструкторской группой во главе с А. Н. Туполевым. В январе 1941 года вышел на испытания, опытный самолет, обозначенный «103». В мае того же года начались испытания его улучшенного варианта «103У», отличавшегося более сильным оборонительным вооружением, измененным расположением состава экипажа, который состоял из летчика, штурмана (мог в случае необходимости быть стрелком), стрелка-радиста и стрелка. Самолет оснащался высотными моторами АМ-37. На испытаниях самолеты «103» и «103У» показали выдающиеся летные качества. По скорости на средних и больших высотах, дальности полета, бомбовой нагрузке и мощи оборонительного вооружения они существенно превосходили Пе-2. На высотах более 6 км они летали быстрее почти всех серийных истребителей, как советских, так и немецких, уступая только отечественному истребителю МиГ-3.
В июле 1941 года было принято решение о запуске «103У» в серию. Однако в условиях начавшейся войны и широкомасштабной эвакуации авиационных предприятий организовать выпуск моторов АМ-37 не удалось. Поэтому конструкторам пришлось переделывать самолет под другие моторы. Ими стали М-82 А. Д. Шведкова, которые только что начали выпускаться серийно. Испытания нового варианта самолета, названного «103В», а затем Ту-2, начались в декабре 1941 года, а уже в 1942 году с конвейера сошли первые серийные машины. Завод выпустил уже 80 Ту-2, когда вышло правительственное решение о замене его на истребитель Як-9. Ошибочность этого решения стала очевидна очень скоро, и производство Ту-2 возобновили на другом заводе. Первые бомбардировщики там вышли в 1943 году. От ранее выпущенных они отличались более мощными моторами АШ-82ФН, усиленным оборонительным вооружением (вместо пулеметов калибра 7,62 мм поставили 12,7 мм), упрощенной конструкцией. Самолеты этого типа применялись на фронтах с 1944 года. Производство этого типа бомбардировщиков продолжалось еще несколько лет после войны, пока их не сменили реактивные бомбардировщики. Всего было построено 2547 самолетов.
Тактико-технические характеристики:
.
Тип двигателя: | АШ-82ФН |
Размах, м: | 18,86 |
Длина, м: | 13,80 |
Площадь крыла, м2: | 48,80 |
Вес пустого, кгс: | 7474 |
Вес взлетный, кгс: | 11360 |
Максимальная скорость у земли, км/ч: | 482 |
Максимальная скорость на высоте 5400 м, км/ч: | 547 |
Время набора высоты 5000 м, мин: | 9,5 |
Дальность, км: | 2100 |
Потолок, м: | 9500 |
Экипаж, чел: | 4 |