В 1974—1977 гг. одновременно с разработкой самолёта Ил-86 в ОКБ им. С. В. Ильюшина проводились исследования по дальнемагистральному самолету Ил-86Д. Этот самолёт отличался от исходного увеличенными размерами крыла (470 кв.м.) и новыми ТРДД с большей степенью двухконтурности, сниженным удельным расходом топлива и тягой по 20850кгс. Исследования в ЦАГИ показали, что за счёт применения новых технических решений можно значительно улучшить топливную эффективность самолёта Ил-86Д и повысить его весовое совершенство.
Президентский борт 96016В 1978 году, используя результаты работ по проекту Ил-86Д, в ОКБ приступили к разработке самолёта Ил-96 с Т-образным оперением, крылом большего удлинения с носовыми сверхкритическими профилями и площадью до 387 кв.м. Исследования этого варианта велись вплоть до 1983 года, когда достигнутый прогресс в области авиационной науки и техники позволил отказаться от идеи создания самолёта Ил-96 с использованием в его конструкции многих готовых агрегатов и систем самолёта Ил-86 и перейти к созданию принципиально нового самолёта Ил-96-300.
Самолёт Ил-96-300 отличается от своего предшественника Ил-86 укороченным на 5,5 метра фюзеляжем, крылом большего размаха и уменьшенным углом стреловидности, увеличенными размерами вертикального оперения, улучшенным интерьером пассажирского салона. В его конструкции применены новые сплавы и увеличена доля композиционных материалов. На самолёте используется автоматическая система контроля за расходом топлива, что позволяет выдерживать центровку самолёта в полёте. Особое внимание было уделено вопросам надежности и безопасности эксплуатации самолёта.
На самолёте используется отечественный цифровой комплекс авионики с шестью цветными многофункциональными дисплеями, ЭДСУ, инерциальная навигационная система и средства спутниковой навигации.
Первый полёт опытный самолёт Ил-96-300 выполнил 28 сентября 1988 года. В конце декабря 1992 года он получил сертификат лётной годности. Поставки серийных самолётов начались в 1993 году. Один самолёт построен для обслуживания президента Российской Федерации (Ил-96-300ПУ, б/н RA-96016). Летом 2000 года велись переговоры о продаже КНР трёх самолётов. Летом-осенью 2005 года два Ил-96-300 были поставлены на Кубу, в том числе один — для обслуживания президента Кубы Фиделя Кастро.
В 1999–2000 годах проводились работы по проекту грузового самолёта Ил-96-400Т, который обладает возможностями грузового самолёта Ил-96Т, но имеет отечественные ТРДД ПС-90А-2 и бортовое оборудование. На данный момент по некоторым сведениям А/К «Волга-Днепр» заявила о своем намерении приобрести данный самолёт.
Дальнейшим развитием самолёта Ил-96-300 стало создание варианта Ил-96 М/Т, в котором приняли участие многие авиационные фирмы США. Исследовался также двухпалубный вариант Ил-96-550, оснащённый ТРДД НК-92 (4×20000кгс) и рассчитанный на перевозку 550 пассажиров.
Летно-технические характеристики:
Тип двигателя: | 4 ТВД Соловьев ПС-90А |
Размах крыла, м: | 60.10 |
Длина самолета, м: | 55.30 |
Высота самолета, м: | 17.50 |
Площадь крыла, м2: | 391.6 |
Масса, кг: | пустого самолета — 117000 максимальная взлетная — 216000 |
Тяга, кгс: | 4×16000 |
Крейсерская скорость, км/ч: | 900 |
Практическая дальность действия, км: | 7500 |
Практический потолок, м: | 12000 |
Экипаж, чел.: | 2–3 |