Разработка Ил-62 была начата в начале 1960-х годов, когда Аэрофлотом были выработаны требования к дальнемагистральному самолету, способному совершить беспосадочный перелет из Москвы в Хабаровск, Гавану. Аэродинамическая схема была заимствована с британского самолета Vickers VC10 c расположением четырех двигателей АЛ-7 (4×7500 кгс) в хвосте самолета Т-образным оперением.
Ил-62 впервые поднялся в небо 3 января 1963. С 1964 на самолет стали устанавливать новые двигатели НК-8 (9500 кгс), а позже модифицированные НК-8-4. Испытания продолжались почти 4 года, и в середине 1967 года самолет поступил в эксплуатацию.
С 1969 года в ОКБ им. Ильюшина приступили к разработке модифицированного варианта самолёта Ил-62 с целью дальнейшего улучшения его лётно-технических и экономических характеристик. Новый вариант, имевший также обозначение Ил-62 М-200, отличается от исходного самолёта наличием более мощных и экономичных ТРДД Д-30КУ, улучшенной аэродинамикой гондол, размещением в вертикальном оперении дополнительного топливного бака ёмкостью 5000 литров, более эффективными двухщелевыми закрылками, усовершенствованной системой управления и т. д.
Лётные испытания самолёта Ил-62 М были проведены в 1970–1972 годах. В январе 1973 года он поступил в эксплуатацию. Самолёты Ил-62 М используются на наиболее протяженных маршрутах. В 1975 году на нем был выполнен перелет из Москвы в Сиэтл (США) через Северный Полюс.
В 1978 году появился вариант Ил-62 МК, отличавшейся усиленной конструкцией крыла и новой компоновкой пассажирской кабины, рассчитанной на перевозку до 195 пассажиров. Максимальная взлётная масса была доведена до 167 тонн, а платная нагрузка почти до 25 тонн.
Самолеты семейства Ил-62 выпускались серийно в 1966–1995 годах на авиационном заводе в Казани. Всего было построено 276 самолетов, включая вариант Ил-62 М. 81 самолет был изготовлен для экспорта в страны соцлагеря: Ангола, Венгрия, ГДР, КНДР, КНР, Куба, Мозамбик, Польша, Чехословакия.
Поступивший в эксплуатацию в 1967 году, Ил-62 летает и сегодня. В основном операторы Ил-62 — это бедные авиакомпании Африки, которые не в состоянии приобрести новую технику, и мелкие авиакомпании СНГ, которым Ил-62 достался «в наследство» от распавшегося советского Аэрофлота. К слову, сам Аэрофлот, этот самолет не использует с 2005 года.
На 1 января 2006 в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации числятся 67 самолётов этого типа, из них 43 эксплуатируются.
Особенностью конструкции самолёта является небольшая четвертая двухколесная задняя опора шасси используемая для предотвращения опрокидывания пустого самолёта при стоянке и рулении. Компоновка самолета такова что центр тяжести пустого самолета находится позади основных опор шасси.
Летно-технические характеристики:
Тип двигателя: | 4 ТРДД НК-8 |
Размах крыла, м: | 43.20 |
Длина самолета, м: | 53.12 |
Высота самолета, м: | 12.35 |
Площадь крыла, м2: | 279.55 |
Масса, кг: | пустого самолета — 70400 максимальная взлетная — 160000 |
Тяга, кН: | 4×95.00 |
Крейсерская скорость, км/ч: | 850 |
Практическая дальность, км: | 9780 |
Практический потолок, м: | 14000 |
Экипаж, чел.: | 5 |