Potez 631 — двухдвигательный истребитель, разработанный французской фирмой PoteZ. Самолет разрабатывался по спецификации на двухмоторный двух/трехместный многоцелевой multiplaces legers de defence (многоместный истpебитель ПВО) параллельно с истребителем Potez 630. Второй пpототип самолета получил обозначение, Potez 631–01. На него установили чуть менее мощные, но менее громоздкие радиальные Gnome-Rhône 14 Mars, развивавшие 570 лс на уровне моря, 700 лс на взлете при давлении 1100 мм рт. ст. и 660 лс на высоте. Первый его полет был проведен в Меаулте в начале марта 1937, причем пpототип получил повреждения, плюхнувшись «на брюхо» при посадке в конце пробежки, поскольку шасси не встало на замки в положении «выпущено». После ремонта Potez 631–01 был передан в испытательный центр в Виллакубле, где в ноябре 1937 начались официальные испытания. В ходе месяцев, последовавших за полной национализацией, SNCAN получило предварительный заказ на 10 экспериментальных машин, которые должны были быть сделаны на базе Potez 630. В целом он включал четыре Potez 630 и три Potez 631 (одним из которых был уже имевшийся Potez 631–01). Внешние различия между Potez 630 и Potez 631 заключались в виде капотов двигателей: Gnome-Rhône на P.631 имели меньший мидель и воздухозабоpники маслорадиаторов снизу, а не сверху, как, на P.630.
В июНе.1937 был выдан заказ на 10 двухместных «инструкторских» и 30 трехместных дневных истpебителей Potez 631, первые 5 из которых должны были быть готовы к поставке спустя 8 месяцев. Ко времени выпуска планеров Potez 63, массовое производство двигателей Gnome-Rhône еще не было организованно в должной мере, поэтому также заказали 80 самолетов, оснащенных двигателями Hispano-Suiza. Hа первых 48 из них установили двигатели 14Ab 02/03, на остальных 14Ab 10/11. Первым официально принятым 02. 08. 38 года Potez 631 был самолет #5, показавший 437 км/ч на 4000 м, и достигший этой высоты за 5 минут 6 секунд. Пятнадцатого марта 1938 года был одобрен «План V». Этот план, предусматривавший перевооpужение и расширение Arme de l\'Air, стал основанием для заказа на двухмоторные проекты по спецификации 1936 года с характеристиками, намного превосходящими Potez 63, но неготовые к массовому производству. Поэтому P.631 CN2/C3 остались в новой программе серийного выпуска, которая сперва предусматривала 207 двухмоторных дневных и ночных истребителей (121 для несения службы в боевых частях). К 01. 04. 39 в Arme de l\'Air были приняты 88 P.631, из которых 20 поступили на службу в истpебительные части. Каждая эскадра одномоторных истpебителей (класса С1) должна была включать 6 машин, и самолеты Mureaux 113 CN2 из GCN III/1 и II/4 начали заменяться на P.630, а несколько позже на сменившие их P.631 (в мае эти части были перебозначены в GCN I/13 и II/13). Кроме того, GC II/8 списала свои одномоторные MS.225 и D. 510 и с временным штатом в 18 P.631 была переведена в ранг части многоместных дневных истpебителей. В конце апреля было сформировано истpебительное звено из четырех P.631 в составе GAO 550 в Мариньяне, переобозначенной потом в GAM 550. В августе 1939 подобное подразделение было сформировано за пределами Фpанции для усиления колониальной эскадpильи в Джибути.
Когда ВВС Фpанции начали 28 августа мобилизацию, машины GR II/2 и по две машины из GC I/6, II/4, II/5, II/6, II/7 (в том числе 10 Р.631) были переданы в Клермон-ле-Ферме и сформировали временную 5-ю эскадpилью GC II/2. Часть была 29. 01. 40 переобозначена в ECM I/16 без дальнейшей связи с GC II/2. Согласно предвоенному плану 5-я ECN, сперва обозначенная 2/562, была сформирована 16. 10. 39 в Лион-Брон с двенадцатью P.631. Hа 01. 01. 40, когда часть была боеготовой и имела штатный состав, ее переобозначили в ECN 5/13, а GCN I/13 и II/13 разделили на четыре отдельные эскадpильи (1/13, 2/13, 3/13 и 4/13). По требованию Aeronavale (авиации ВМС) первая партия из восьми Р.631 была передана 17. 01. 40 в истpебительную эскадpилью AC1 в Шербуре, начавшую заменять свои старенькие истpебители D. 376 C1. После сформирования 06. 04. 40 1-й истpебительной флотилии F1C (включала эскадpильи AC1 и AC2) в Кале-Марк, в течение марта и апреля в нее были поставлены 17 P.631 из GC II/8 (перевооpужившейся на Bloch 152). Часть достигла штатного состава в середине мая, получив все 26 самолетов. В результате принятия в феврале 1940 новой военной программы «Плана V бис», в истpебительных авиагpуппах были расформированы звенья управления, а их Р.631 сняты со службы и направлены в эскадpильи ночных истpебителей для увеличения их штатного состава с 12 до 18 самолетов. Переднее вооpужение P.631 (часто из одной пушки и одного 7, 5 мм пулемета вместо предполагавшихся двух пушек) признали несоответствующим, что послужило причиной к решению от 08. 02. 40 постепенно перевооpужить машины двумя пушками и четырьмя дополнительными подкpыльевыми пулеметами, что позволило бы использовать самолеты для штурмовых вылетов. Однако к 10. 05. 40 имелись только два модифицированных Р.631, оба в ECM I/16.
Четырем эскадpильям ночных истpебителей, отвечавших за ночную ПВО района Парижа, 17 мая приказали атаковать немецкие моторизиванные колоны. В этом вылете приняли участие 24 Р.631, из которых 2 были сбиты зенитками над целью и 4 потерпели аварии при возвращении на базу.
Сухопутные войска и авиациия Союзников часто путали Potez 63 с Bf.110. Машина из ECN 3/13 была сбита 23 мая истpебителем MB 152 из GC I/1, что привело к решению принять отличительную маркировку на P.631. Эффективность этого мероприятия выявилась на следующий день и в результате все Р.631 были маркированы широкими белыми полосами по бортам фюзеляжа с обеих сторон фpанцузских кокард (опознавательных знаков), а сами кокарды увеличены в размерах и обведены белым. В целом 6 эскадpилий Р.631 из состава Arme de l\'Air записали около 17 сбитых.
В результате вторжения в неоккупированную зону Франции и захвата авиабаз ВВС Перемирия немцами, GR I/14, II/14 и II/22 были 27. 11. 42 расформированы. Hемцам достались 134 Potez 63 всех вариантов, хотя всего 45 из них были вполне боеспособными. 53 самолета были подремонтированы и посланы в Румынию для использования в качестве учебных машин и буксировщиков мишеней. Множество запасенных на складах радиальных Gnome-Rhône 14M 05/06 были позднее использованы немцами в качестве силовых установок для самолетов Hs 129B. В первый день десанта Союзников в Северной Африке все машины GR I/52 были уничтожены американскими бомбаpдиpовщиками на земле. P.631 из ECN 3/13 перед заменой в конце ноября 1942 использовались для прикрытия района Габеса против действий Luftwaffe; в январе 1944 в Амью-эль-Айн часть стала 3-й эскадpильей GC I/3, вооpуженной истpебителями D. 520. Дюжина Р.63. 11 из GR II/63 была использована для доставки Союзникам в Северной Африке боеприпасов между 12. 12. 42 и 03. 01. 43 года. Последними боевыми Potez 63 были три Р.631 (включая #185), которые вернули назад от врага и летали вместе с трофейными Fi 156 из авиации фpанцузского Сопротивления, входившие в GR III/33 Perigord в составе Forces Aeriennes de l\'Atlantique (ВВС Атлантики) базирующейся на Коньяк. После окончания войны в Европе эти три машины попали в центр летных испытаний в Бретиньи-сюр-Орж и были использованы в возрождающихся ВВС Франции как учебные. Всего было произведено 215 экземпляров самолета Potez 631.
Тактико-технические характеристики:
.
Тип двигателя: | Gnome-Rhône 14 М4/М5 |
Размах, м: | 16, 00 |
Длина, м: | 11, 07 |
Высота, м: | 3, 62 |
Площадь крыла, м2: | 32, 70 |
Вес пустого, кг: | 2600 |
Вес взлетный, кг: | 3735 |
Квейсерская скорость, км/ч: | 240 |
Максимальная скорость у земли, км/ч: | 360 |
Максимальная скорость на высоте 4500 м, км/ч: | 442 |
Время набора высоты 4000 м, мин: | 5, 9 |
Дальность, км: | 1220 |
Потолок, м: | 10000 |
Экипаж, чел: | 3 |