Potez 633 — легкий бомбардировщик, разработанный французской фирмой PoteZ. Самолет разрабатывался по спецификации на двухмоторный двух/трехместный многоцелевой multiplaces legers de defence (многоместный истpебитель ПВО) параллельно с истребителями Potez 630 и 631. В официально утвержденное 23. 12. 36 авиастроительное объединение SNCAN должно было сгруппироваться 5 заводов. К объединившимся 01. 01. 37 заводам Potez в Меаулте и Сартровилле 1 марта присоединился завод компании Mureaux, а присоединение заводов в Каудебеке (с 1 апреля) и Гавре (с 10 апреля) завершило формирование SNCAN, насчитывавшего 5496 человек персонала. В ходе месяцев, последовавших за полной национализацией, SNCAN получило предварительный заказ на 10 экспериментальных машин, которые должны были быть сделаны на базе Potez 630. В целом он включал четыре Potez 630 и три Potez 631 (одним из которых был уже имевшийся Potez 631–01), два легких бомбаpдиpовщика Potez 633 B2 и один pазведчик Potez 637 A3. Подобный Potez 631 бомбаpдиpовщик Potez 633 B2 имел расположенный между двумя членами экипажа внутренний вертикальный бомбоотсек. В конце 1937 — начале 1938 годов Potez 63 привлек большое внимание стран, готовившихся к перевооpужению своих ВВС. Зарубежными заказами, принятыми SNCAN были следующие: Китай — 5 P.633 B2, Румыния — 20 P.633 B2, Греция — 24 P.633 B2, Швейцария — 1 P.633 B2, оснащенный двигателями Hispano-Suiza. В апреле 1938 был заключен франко-румынский контракт на поставку в Румынию следующих двадцати P.633 B2.
Пятнадцатого марта 1938 года был одобрен «План V». Этот план, предусматривавший перевооpужение и расширение Arme de l\'Air, стал основанием для заказа на двухмоторные проекты по спецификации 1936 года с характеристиками, намного превосходящими Potez 63, но неготовые к массовому производству. Поэтому P.631 CN2/C3 и P.633 B2 остались в новой программе серийного выпуска, которая сперва предусматривала 207 двухмоторных дневных и ночных истребителей (121 для несения службы в боевых частях) и 449 двухместных легких дневных бомбаpдиpовщиков (254 для службы в боевых частях). Заказ на P.633 был 25. 03. 38 увеличен на 125 машин, но два месяца спустя Главный штаб ВВС потребовал, чтобы легкие бомбаpдиpовщики были трехместными. Заказ на P.633 был соответственно отменен и передан в пользу P.631.
Так как поставки Breguet 691 задерживались, первоначально заказанные зарубежными ВВС самолеты P.633 были использованы для обучения экипажей GBA I/54, II/54, I/51, II/51 и, с марта 1940, GBA II/35. Groupements d\'Assault 18 и 19 (штурмовые соединения 18 и 19) из 6 штурмовой авиабригады были сформированы в декабре в Виньоне и начали на P.633 подготовку пилотов (40–60 часов) перед перевооpужением на Breguet 691 и 693. В попытке помочь Финляндии в ее героической борьбе против СССР, в Виньоне была сформирована специальная экспедиционная часть, включавшая экипажи добровольцев из 54 эскадры и 12 P.633. Эта легкобомбардировочная эскадpилья, окрещенная Finland, прилетела 11. 03. 40 в Тангмер в Англии, но советско-финское перемирие наступило раньше, чем часть достигла Финляндии. Всего произведено 71 экземпляр бомбардировщика Pptez 633, из них 35 — экспортных.
Тактико-технические характеристики:
.
Тип двигателя: | Gnome-Rhône 14 М4/М5 или М6/М7 |
Размах, м: | 16, 00 |
Длина, м: | 11, 07 |
Высота, м: | 3, 62 |
Площадь крыла, м2: | 32, 70 |
Вес пустого, кг: | 2600 |
Вес взлетный, кг: | 4210 |
Ксейсесская скорость, км/ч: | 320 |
Максимальная скорость у земли, км/ч: | 393 |
Максимальная скорость на высоте 4200 м, км/ч: | 439 |
Время набора высоты 4000 м, мин: | 8, 5 |
Дальность, км: | 1300 |
Потолок, м: | 8000 |
Экипаж, чел: | 2 |