В 1939 г. параллельно с разработкой улучшенной версии палубного бомбардировщика B5N на Hакадзиме началась работа над его потенциальным наследником. Работы возглавлял Кеничи Мацумура. В результате этих проработок появились требования 14-Си специально под проект Hакадзимы, которые предусматривали создание трехместного самолета с вооружением, как у B5N2, но с более высокими характеристиками за счет использования радиального двигателя мощностью около 1800 лс. От самолета требовалась максимальная скорость 460 км/ч, дальность полета в 1800 км с 800 кг нагрузки и крейсерской скоростью 360 км/ч.
Для удовлетворения этим требованиям Кет Мацумура решил использовать 1870-сильный двигатель Hакадзима Мамору 11 с четырехлопастным винтом. Это не встретило поддержки у морского штаба, рассчитывавшего на более надежный Мицубиси Касей 25 мощностью 1850 лс. Hо Мацумура сумел настоять на своем выборе, указывая на многообещающие наземные испытания первого двигателя, его лучшую экономичность и потенциал развития. Конструкция нового самолета Hакадзимы была практически идентична B5N2, но обладала интересной особенностью наклоненным вперед килем, чтобы уместить самолет на лифте авианосного подъемника.
Самолет получил фюзеляж цельнометаллической конструкции с работающей клепаной обшивкой. Фюзеляж начинался от противопожарной перегородки, к которой крепилась мотогондола, включавшая двигатель, кольцевую мотораму, выхлопные патрубки, маслобак, маслорадиатор и бак с водно-метаноловой смесью. Три члена экипажа располагались друг за другом пилот, штурман-бомбардир и стрелок, последний лицом назад. Под фюзеляжем находились бомбодержатели на одну 800 кг бомбу, одну 500 кг, две 250 кг или шесть 60 кг бомб, или одну 800 кг торпеду. Оборонительное вооружение включало 7, 7 мм пулемет тип 92 на подвижной установке в распоряжении стрелка-радиста в задней части кабины и такой же пулемет в нижнем люке. Крыло имело двухлонжеронную конструкцию с работающей обшивкой, с постоянным сужением от корня до округлых законцовок. Консоли складывались вверх, сначала правая, потом левая. Закрылки по типу Фаулера, элероны с тканевой обшивкой. Оперение цельнометаллической конструкции, с тканевой обшивкой рулевых поверхностей. Киль наклонен вперед. Шасси полностью убираемое, включая хвостовой костыль.
Топливная система включала шесть непротектированных баков емкостью 1540 л, один 85 л бак для водо-метаноловой смеси и 70 л маслобак. Идея запротектировать крыльевые баки не прошла их емкость пришлось бы уменьшить на треть.
В конце осени 1941 г. первый опытный B6N1 был выпущен заводом в Коизуми и приступил к летным испытаниям. Первые отзывы пилотов были неблагоприятными: самолет был неустойчив на курсе. Потребовалось изменить вертикальное оперение, чтобы компенсировать возросший реактивный момент винта киль был установлен под углом 2°10\' влево. Управляемость в полете вошла в норму, но на взлете пилот должен был все еще осторожно использовать полный газ двигателя из-за недостаточной эффективности оперения. Проблемы на этом не кончились: двигатель Мамору оказался не очень надежным. Войсковые испытания с двумя опытными самолетами проводились в 1942 г. с береговых аэродромов. В конце 1942 г. посчитали, что B6N1 готов для испытаний с авианосца. Эти испытания на авианосцах Рюхо и Зуйкаку чуть не кончились катастрофой один из самолетов потерял при посадке тормозной гак, а взлет с небольших авианосцев без катапульты оказался невозможным. Когда уже казалось, что B6N1 в производство не пойдет, весной 1943 г. императорский флот решил запустить его в серию под обозначением палубный бомбардировщик-торпедоносец Тензан модель 11. Hакадзима к тому времени подготовила оснастку для массового производства B6N1 и уже к концу июля 1943 г. поставила 65 Тензанов. Серийные самолеты отличались от опытных усиленным тормозным гаком и креплениями к катапульте на стойках шасси. Для взлета с полной нагрузкой требовалось использовать стартовые ракетные ускорители. Выхлопные патрубки были переделаны, что позволило избежать ослепления пилота ночью от пламени выхлопа. Кроме того, в нижнем люке был установлен подвижный пулемет тип 92.
В боевой обстановке Тензаны показали себя неплохо, но высокая посадочная скорость ограничивала его использование только крупными авианосцами. Во время первой своей крупной операции сражении за Марианские острова Тензаны не смогли достигнуть сколько-нибудь серьезного успеха в первую очередь из-за неспособности Рейзенов прикрыть своих подопечных от атак американских палубных истребителей Хеллкэт.
Тем временем морской штаб настоял на прекращении производства двигателя Мамору, что серьезно отразилось на серийном производстве. Кеничи Мацумура был вынужден установить на самолет 1850-сильный двигатель Мицубиси МК4Т Касей 25. Смена двигателя потребовала только незначительных изменений в конструкции, так что уже в октябре 1943 г. Hакадзима смогла поставить 16 самолетов с двигателем Мамору и 18 самолетов с двигателем Касей под обозначением модель 12 B6N2. С этого момента выпускалась только последняя модель самолета. Пик производства в 89 B6N2 был достигнут в декабре 1944 г. В войсках B6N2 показал себя вполне удовлетворительно, и никаких доработок не потребовалось. За время серийного производства было внесено только одно изменение на модификацию B6N2a модель 12А вместо верхнего 7, 7 мм пулемета был установлен 13 мм пулемет тип 2. Кроме того, самолет получил неубираемое хвостовое колесо. Эта модификация самолета широко применялась в последние два года войны на Тихом океане. В частности, во время сражения за Окинаву Тензаны оказались для американцев довольно агрессивным противником как в качестве обычного бомбардировщика, так и в качестве самолета-камикадзе.
Были планы производства специального берегового самолета для использования с неподготовленных взлетных полос B6N3, но они так и не материализовались. Правда, два B6N2 были переделаны в опытные B6N3 с двигателями Касей 25с и усиленными стойками шасси с колесами большего диаметра.
До поражения Японии Hакадзима изготовила 1268 самолетов серии B6N, включая два опытных B6N1, 133 Тензан модель 11 и 163 Тензан модель 12, поставленных заводом в Коизуми и 970 самолетов, поставленных заводом в Ханде.
Тактико-технические характеристики:
.
Тип двигателя: | Mitsubishi МК4Т Kasei 25 |
Размах, м: | 14, 894 |
Длина, м: | 10, 365 |
Высота, м: | 3, 80 |
Площадь крыла, м2: | 37, 20 |
Вес пустого, кг: | 3223 |
Вес взлетный, кг: | 5650 |
Крейсерская скорость, км/ч: | 333 |
Максимальная скорость на высоте 4900 м, км/ч: | 481 |
Время набора высоты 5000 м, мин: | 10, 4 |
Дальность, км: | 3045 |
Потолок, м: | 8650 |
Экипаж, чел: | 3 |