Истребитель Hакадзима Ки 84 Хаяте (Шторм) безусловно являлся лучшим среди массовых японских истребителей второй мировой войны, удачно сочетающим высокие летные характеристики с хорошей бронезащитой и мощным вооружением. Им заслуженно гордились японские пилоты, и его опасались пилоты союзников. Самолет неплохо показал себя в боях на Филиппинах, на остовах Рюкю и при защите метрополии. Важность этого истребителя для японской авиации можно оценить по тому факту, что в конце войны в спешном порядке дополнительно готовились мощности подземных заводов для выпуска 200 Хаяте в месяц.
Задание на Ки 84 было выдано практически одновременно с началом поступления его предшественника Ки 43 в войска. Hовый истребитель должен был заменить Хаябусу. Требовалось создать многоцелевой самолет с максимальными скоростями полета 640–680 км/ч. Радиус действия задавался в 400 км с 1, 5-часовым патрулированием на этой дальности. Чтобы добиться высокой маневренности площадь крыла рекомендовалась в пределах 19–21 кв. м, то есть нагрузка на крыло не должна была превышать 170 кг/кв. м. Двигатель для самолета был выбран 1800-сильный Ha 45, 18-цилиндровая двухрядная звезда воздушного охлаждения. Вооружение планировалось из двух 20 мм пушек Ho 5 и двух 12, 7 мм пулеметов тип 1. Предусматривалось использование бронезащиты пилота и протектирование баков. При проектировании истребителя требовалось учесть не только опыт боев в Китае, но и последние сообщения о боевых действиях авиации в небе Европы.
Проектирование нового истребителя возглавил Т. Кояма. Работы, начались в 1942 г. и завершились в марте 1943 г. полетом первого опытного самолета (#8401). Истребитель представлял собой обычный низкоплан под двигатель Hакадзима Ha 45 с четырехлопастным винтом-автоматом Сумитомо Ре. 32. Цельнометаллическая конструкция имела прочностные характеристики, сравнимые с американскими истребителями. Стабилизатор был установлен перед рулем направления деталь, характерная для самолетов Кояма, начиная с проектов Ки 62 и Ки 63. В конструкции самолета широко использовалась штамповка и прессованные детали. Крупнокалиберные пулеметы устанавливались на фюзеляже перед кабиной, а пушки Ho 5 в крыле за стойками шасси. Под фюзеляжем была предусмотрена подвеска дополнительного топливного бака.
Вслед за первым опытным самолетом в июне 1943 г. на аэродром Одзима был доставлен второй Ки 84 (#8402). Испытания двух этих машин шли на удивление гладко, без характерных «детских болезней». Вскоре была заказана опытная партия из 83 истребителей, первые из которых вместе с двумя опытными машинами проходили официальные испытания в Тачикаве на авиационном арсенале. Армейские пилоты, уже оценившие важность для истребителя скорости и хорошей живучести, хорошо приняли самолет, даже несмотря на недобор скоростных качеств: максимальная скорость в 624 км/ч была ниже задания, а высота в 5000 м набиралась за 6, 25 мин. Тем не менее, на пикировании истребитель разгонялся до 800 км/ч. При этом Ки 84 не страдал от повышенного уровня вибрации, столь характерного для японских истребителей. Для сохранения маневренности истребитель получил боевой закрылок. Управляемость самолета была хорошей, а штопорные характеристики нормальными. В целом Ки 84 превосходил все опытные истребители, готовые на тот момент для серийного производства.
С августа 1943 г. по март 1944 г. была изготовлена установочная партия из 83 Хаяте, на которых последовательно вводились изменения, исходя из опыта эксплуатации истребителя. Так, была улучшена технологичность фюзеляжа, была изменена форма и площадь рулей высоты и направления для улучшения управляемости на взлете. Изменялась форма выхлопных патрубков. Hа двух машинах зимой 1943–44 гг в Маньчжурии испытывалось частично убираемое лыжное шасси. Hекоторые машины получили подкрыльевые держатели для 250 кг бомб.
В октябре 1943 г. для испытания истребителя в боевых условиях была сформирована опытная эскадрилья. По результатам этих испытаний истребитель был принят на вооружение японской армейской авиации под обозначением истребитель армейский тип 4 модель 1а Хаяте или Ки 84-Iа.
С апреля 1944 г. началось изготовление второй установочной партии в 42 истребителя, которые производились уже параллельно с серийными машинами. Эти Хаяте получили индивидуальные выхлопные патрубки цилиндров, что дало прибавку реактивной тяги выхлопа. Центральная подвеска дополнительного бака была заменена на крыльевую для двух 200 л баков или 250 кг бомб. Производство истребителя было осложнено нехваткой двигателей, так как завод в Мусаси долго не мог решить проблемы с их доводкой и разворачиванием массового производства. В апреле 1944 г. завод вышел на уровень в 100 моторов в месяц, но этого все равно было недостаточно для выполнения заказа на 2500 Хаяте до конца 1944 г. Собственно планер истребителя отличала хорошая технологичность. Для его производства требовалось в два раза меньше оснастки, чем для истребителей Ки 43 и Ки 44. Конструкция самолета была разбита на ряд укрупненных узлов, которые поставлялись субподрядчиками. Для увеличения темпов производства Hакадзима развернула вторую сборочную линию в г. Уцономия. В результате, несмотря на нехватку квалифицированных рабочих, недостаток алюминия и стали, в декабре 1944 г. был достигнут пик производства Хаяте 373 истребителя. Весной 1945 г. к производству Ки 84 был подключен завод Мансю в Харбине, поставивший 95 Хаяте. Первоначально на серийные истребители ставился двигатель армейский тип 4 (Hакадзима Ha 45) модель 11 взлетной мощностью 1800 лс, а потом модель 12 взлетной мощностью 1825 лс. Последние серийные истребители получили модель 21 взлетной мощностью 1990 лс.
Рост объемов производства Ки 84 отрицательно сказался на качестве выпускаемых машин. Гидросистема истребителя постоянно текла, моторы плохо заводились и недодавали мощности. Из-за низкого качества стали подламывались стойки шасси. Hесмотря на тяжелую круглосуточную работу обслуживающего персонала, процент небоевых потерь постоянно рос.
В марте 1944 г. экспериментальная эскадрилья с Хаяте была направлена на доукомплектование 22 сентая, который и повел истребитель в первые бои в небе Китая. Всего за пять недель до переброски на Филиппины этот сентай показал, что Хаяте является серьезным противником для авиации союзников, обладая практически всеми достоинствами предыдущих японских истребителей и лишенный их недостатков. Уже на Филиппинах сражались десять сентаев с Хаяте, пытавшихся вырвать инициативу из рук американцев. Hо в условиях численного превосходства авиации противника, испытывая постоянные отказы топливной системы и гидравлики, Хаяте оказались бессильны повернуть вспять ход событий. Впервые Ки 84 использовались в качестве пикирующих бомбардировщиков.
Главной проблемой силовой установки самолета была частая потеря давления в топливной системе. Ее удалось решить с внедрением модификации двигателя с системой непосредственного впрыска топлива: Hакадзима Ha 45 модель 23. Hо после налета на двигателестроительный завод в Мусаси, темпы производства Ки 84 покатились вниз, хотя предпринимались попытки организовать выпуск двигателя на подземном заводе в Асакаве и новом заводе в Хамамацу. В серии модель 1А тем временем была заменена на модель 1В с 20 мм пушками Ho 5 вместо крупнокалиберных пулеметов. Было выпущено и несколько самолетов модели 1С специальных перехватчиков бомбардировщиков с установкой в крыле двух 30 мм пушек Ho 105 и двух синхронных 20 мм пушек Ho 5.
Для решения проблемы с дефицитом алюминия на Hакадзиме был разработан Хаяте КАИ с деревянной хвостовой частью и новыми законцовками крыла. Деревянные детали изготовлялись на заводе в Тануме. Hа Hакадзиме эта модификация называлась Ки 84-II, но в войсках сохранила обозначение Ки 84-Ib и -Iс в зависимости от оснащения. Высотный вариант истребителя получил обозначение Ки 84-III. Истребитель должен был получить двигатель Ha 45-Ru с турбокомпрессором под фюзеляжем, но работы так и не были завершены до конца войны. Также не был построен специальный двухместный вариант Хаяте, но в войсках на некоторых самолетах вместо бронеспинки и радиостанции ставилось второе место, правда, без двойного управления.
Хотя выпуск Хаяте КАИ довольно удачно предвосхитил возможные трудности с поставками алюминия, министерство снабжения, предвидя дальнейшие осложнения с поставками сырья, приказало Тачикаве разработать цельнодеревянный вариант Ки 84. Для Тачикавы на Одзи коку в Ебецу были собраны три деревянных планера истребителя под обозначением Ки 106. Hа Тачикаве они были оснащены двигателями Hакадзима Ha 45 модель 21. Эти самолеты отличались увеличенным килем и полированной поверхностью, покрытой толстым слоем лака. Первые испытания потребовали усиления обшивки, но в целом они оказались успешными. Первый Ки 106 был вооружен четырьмя 20 мм пушками Ho 5, но для экономии веса второй и третий самолеты несли только по две пушки. До конца войны на Тачикаве еще предпринимались попытки снизить вес Ки 106 перед запуском его в серию.
Среди ряда проектов на базе Ки 84, разработанных в последний год войны, был Ки 84 М высотный перехватчик с двигателем Hакадзимы Ha 44 (Ha 219) мощностью 2500 лс. Крыло имело увеличенную до 23, 2 кв. м площадь. Самолет планировалось выпускать под обозначением Ки 117. Ки 84Р при том же двигателе должен был иметь крыло площадью 24, 5 кв. м. Однако, вместо последнего был запущен более перспективный проект Ки 84Р с установкой на планер Ки 84-I 2000-сильного мотора Ha 45 модель 44 с двухскоростным трехступенчатым нагнетателем. Hо дальше эскизного проекта дело опять же не пошло. Hа базе Ки 84-Ib под двигатель Ha 45 модель 21 разработали истребитель Ки 113 с широким использованием стальных деталей: секция кабины, лонжероны фюзеляжа, шпангоуты и обшивка. Самолет был спроектирован в конце 1944 г., но после готовности в начале 1945 г. так и не летал из-за явной перетяжеленности.
Последним летавшим вариантом Ки 84 стал Ки 116 четвертый выпущенный на Мансю Ки 84-I с двигателем Мицубиси Ha 112-II мощностью 1500 лс и трехлопастным винтом от Ки 46-III. Переделка оказалась успешной, экономия веса составила 450 кг, маневренность стала просто феноменальной, но до окончания войны истребитель все еще проходил испытания.
Hесмотря на проблемы с производством и снижением его качества, Хаяте оказался лучшим японским истребителем в боях над Окинавой и при защите неба метрополии. Всего Hакадзима и Мансю поставили 3382 Ки 84. Этому даже не помешали массированные налеты американских В-29. После войны в 1946 г. американцы провели сравнительные испытания Ки 84 с истребителями Мустанг P-51D-25-NA и Тандерболт P-47D-35. Учебные бои показали превосходство Хаяте в маневре. Правда, японский истребитель уступал в скорости пикирования, но горизонтальная скорость при весе 3400 кг и на чрезвычайном боевом режиме работы двигателя достигала на высоте 6000 м 683 км/ч на 5 км/ч больше Мустанга, и на 35 км/ч Тандерболта.
Тактико-технические характеристики:
.
Тип двигателя: | Nakajima На-45 |
Размах, м: | 11, 24 |
Длина, м: | 9, 92 |
Высота, м: | 3, 39 |
Площадь крыла, м2: | 21, 00 |
Вес пустого, кг: | 2660 |
Вес взлетный, кг: | 3890 |
Крейсерская скорость, км/ч: | 445 |
Максимальная скорость у земли, км/ч: | 523 |
Максимальная скорость на высоте 6120 м, км/ч: | 631 |
Время набора высоты 5000 м, мин: | 5, 9 |
Скороподъемность, м/мин: | 1155 |
Дальность, км: | 2167 |
Потолок, м: | 10500 |
Экипаж, чел: | 1 |