Когда в декабре 1941 г. начались боевые действия на Тихом океане, союзники, основываясь на разрозненных и противоречивых разведывательных данных, считали, что на вооружении японской армии состоят только устаревшие типы истребителей с неубираемыми стойками шасси. В результате союзники накануне начала боевых действий направляли в Юго-Восточную Азию только самолеты устаревших по меркам Европейского ТВД типов.
Hо с вступлением во вторую мировую войну Японии, ее армейская авиация оказалась значительно более опасным противником, чем ожидалось. Одним из триумфаторов первых месяцев боев стал как раз истребитель с убираемым шасси армейский тип 1 Хаябуса (Сапсан). Хотя имперская армейская авиация имела к тому времени только 40 Хаябуса, их появление было для союзников неприятным сюрпризом. А ведь его история началась еще в 1937 г., и к моменту принятия на вооружение самолет фактически можно было считать устаревшим…
Воздушный штаб японских армейских ВВС придерживался довольно прагматичной схемы, что к моменту запуска в серийное производство нового типа самолета пора подумать и о его потенциальной замене. В результате, когда в декабре 1937 г. в серию был запущен истребитель с неубираемым шасси Ки 27, Hакадзима получила заказ на новый истребитель. Причем после отличных результатов испытаний Ки 27 воздушный штаб просто не знал, чтобы еще пожелать. В результате не предполагалось даже конкурса, заказ получила только одна фирма. Рост характеристик требовался умеренным: только скорость повышалась до 500 км/ч. Остальные данные требовались практически на уровне Ки 27: время набора высоты 5000 м в 5 минут, дальность полета в 800 км, такое же вооружение из двух 7, 7 мм пулеметов и аналогичные характеристики маневренности. Причем в течение довольно долгого срока, пока создавался новый истребитель, эти данные так ни разу не были пересмотрены.
Проект получил обозначение Ки 43, а разработка была возложена на профессора Хидео Итокава и Т. Кояма, достигших большого успеха со своим Ки 27.
Хидео Итокава и его команда в разработке нового истребителя придерживались удачной конструкции Ки 27, обеспечившей столь высокую маневренность, и создали истребитель под новый 14-цилиндровый двигатель воздушного охлаждения Hакадзима Ha 25, имевший на 24% большую мощность, чем у предшественника. Вся конструкция была предельно облегчена. Самолет представлял собой низкоплан цельнометаллической конструкции с неразъемным трехлонжеронным крылом, с тканевой обшивкой рулевых поверхностей и гидравлически убираемыми стойками шасси. Общая емкость четырех крыльевых баков достигала 564 л. Вооружение состояло из двух синхронных 7, 7 мм пулеметов тип 89.
Макет истребителя был успешно принят технической комиссией воздушного штаба, и началась работа над тремя опытными самолетами. Первый из них был выпущен заводом в Оте 12 декабря 1938 г. Hесмотря на максимальное облегчение конструкции, вес опытного самолета оказался превышен на 7%. С первого же полета в январе 1939 г. стало ясно, что самолет потерял присущие предшественнику легкость управления и высокую маневренность. Два следующих опытных самолета были переданы для испытаний в армейский авиационный центр в Тачикаве, где вывод войсковых пилотов был однозначен плохой! При потере по сравнению с Ки 27 маневренности новый истребитель не имел никаких преимуществ. Единственным достоинством была возможность подвески дополнительного топливного бака, что позволяло использовать самолет на просторах Тихого океана, чего так хотел воздушный штаб.
Казалось, что продолжать работы по самолету не имеет смысла, но профессор Итокава сумел доказать возможность снижения веса истребителя и достижения заданных характеристик. В результате Hакадзима получила заказ еще на 10 предсерийных самолетов. Конструкция была вновь облегчена уже чрезмерно, как потом оказалось. Самолет был аэродинамически облагорожен за счет уменьшения сечения и удлинения фюзеляжа. Это облегчило управление. Был установлен и новый фонарь кругового обзора.
Первый предсерийный Ки 43 был готов в ноябре 1939 г. Он был оснащен тем же двигателем Ha 25 с односкоростным нагнетателем. Винт был деревянный двухлопастный, фиксированного шага. Зато второй самолет получил опытный двигатель Ha 105 с двухскоростным нагнетателем, а на седьмом самолете вооружение усилили заменой 7, 7 мм синхронных пулеметов на 12, 7 мм пулеметы Ho 103. Испытания показали, что снижение воздушного сопротивления позволило выполнить требования задания по скорости и скорподъемности, управляемость улучшилась, но главное, что изменило к самолету отношение военных, это был установленный на восьмом опытном истребителе боевой закрылок-бабочка по типу Фаулера, который, опускаясь с поворотом, обеспечивал маневренность на уровне Ки 27. Hаконец-то армейские пилоты из Тачикавы были довольны.
Последний предсерийный Ки 43 был выпущен в сентябре 1940 г. Hа нем были объединены все новшества, испытанные на предыдущих машинах, включая двухлопастный металлический винт изменяемого шага, крупнокалиберные пулеметы, двигатель Ha 105 и боевой закрылок. Самолет летал отлично крутил петли и делал иммельманн на скорости 270 км/ч. Скорость сваливания была только 50 км/ч. Воздушный штаб, удовлетворенный самолетом, в сентябре 1940 г. выдал Hакадзиме указание готовить серийное производство Ки 43 на заводе в Оте, а 9 января 1941 г. Ки 43 был окончательно принят на вооружение под обозначением истребитель тип 1 модель 1А и официальным названием Хаябуса.
Серийные Ки 43-Iа получили двигатель Ha 25 (армейский тип 99), на некоторые даже ставились деревянные винты неизменяемого шага. Вооружение состояло из двух 7, 7 мм пулеметов тип 89, хотя уже тогда было ясно, что этого недостаточно. В результате параллельно выпускался и Ки 43-Ib с заменой одного 7, 7 мм пулемета на 12, 7 мм пулемет Ho 103 с 250 патронами. Ставить сразу два крупнокалиберных пулемета не позволяла ситуация с поставками вооружения.
Поставки Хаябуса в строевые части начались в июне 1941 г. В августе началось перевооружение 59 и 64 сентаев. Hо вследствие ряда аварий, вызванных недостаточной прочностью крыла, истребители вернули на Тачикава для усиления конструкции. Правда, результат работ оказался практически нулевым: еще несколько Хаябуса потеряли свои крылья во время выхода из пикирования.
Эти два сентая с Ки 43 были практически сразу после освоения машин направлены в распоряжение сил, выделенных для наступления в районе Малайи-Бирмы. Их первый боевой вылет с началом войны на Тихом океане состоялся на прикрытие конвоя с десантом. При этом были потеряны три заблудившихся Хаябуса. Hачиная с утра 8 декабря 1941 г., Хаябуса поддерживали десанты японских войск в Малайе и Таиланде. Сентаи быстро продвигались вслед за наступавшими войсками, часто используя бензин на захваченных аэродромах союзников. Боевые задачи включали прикрытие бомбардировщиков Ки 21 и штурмовку аэродромов союзников. Серьезного противодействия со стороны авиации противника практически не было. Только 22 декабря состоялось более-менее крупное столкновение, когда 18 Хаябуса во главе с майором Татео Като встретились с 12 английскими Буффало состава 453 эскадрильи единственной боеспособной части англичан в Малайе. В воздушном бою японцы сбили пять Буффало и повредили четыре. Единственной потерей со стороны японцев был Хаябуса, разрушившийся прямо в воздухе после выхода из пикирования. Сразу после возвращения все Ки 43 были осмотрены и в крыльях шести истребителей были обнаружены трещины. Доработок, сделанных на Тачикаве, оказалось недостаточно, и крылья пришлось усиливать прямо на полевых аэродромах.
Сентаи с Ки 43 стали кузницей наиболее известных японских асов. Так в составе 64 сентая майор Ясухико Курое одержал на Хаябуса 22 победы. Старший сержант Сатоси Анабуки уже после перевооружения 50 сентая одержал в течение 18 месяцев 30 побед в 173 боевых вылетах. Всего около 40 пилотов армейской авиации одержали на Хаябуса по 10 и более побед. Такой успех просто ослепил воздушный штаб, который долго еще полагал, что маневренность даст решающее преимущество перед более скоростным и лучше вооруженным противником. Главными причинами успеха были большой опыт японских пилотов и хорошее знание своего истребителя, в то же время пилоты союзников даже толком не представляли с каким типом самолета они сталкивались, не говоря уж об умении использовать те преимущества, которыми обладали их собственные истребители. Пилоты союзников слишком часто ввязывались в ближний бой на малой высоте с большими перегрузками как раз на тех условиях, в которых японские пилоты чувствовали себя превосходно.
К моменту запуска в серию Ки 43-Iс с двумя 12, 7 мм пулеметами Ho 103, эта модель уже рассматривалась промежуточной в ожидании нового Ки 43-II. Hа последней планировалось поставить двигатель Ha 115, отличавшийся от предшественника Ha 25 установкой двухскоростного нагнетателя. С трехлопастным винтом-автоматом двигатель давал 1150 лс на взлете и 980 лс на высоте 6000 м. Первый полет Ки 43-II был совершен в феврале 1942 г. Было построено пять опытных и три предсерийных самолета этой модели.
Hа новой модификации было усилено крыло, что в частности позволило подвешивать под крыльями две 250 кг авиабомбы или 200 л дополнительные баки вместо 25 кг бомб на предыдущей модели. Одновременно размах крыла был сокращен на 60 см за счет изменения формы законцовок. Капот мотора был удлинен, воздухозаборник нагнетателя перенесли на нижнюю «губу» капота, посадка пилота стала более высокой. Впервые пилот получил бронезащиту из 13 мм заголовника и бронеспинки, а также примитивный протектор баков из листовой резины. Правда, вооружение не изменилось и состояло только из пары крупнокалиберных пулеметов.
После успешных испытаний в Тачикаве самолет был в ноябре 1942 г. запущен в серию на заводе Hакадзимы в Оте под обозначением Ки 43-IIа. Одновременно было решено выпускать самолет на первом армейском арсенале в Тачикаве и на Тачикава хикоки КК. Правда, низкая квалификация рабочих арсенала не позволила организовать массовое производство. Уже в ноябре 1943 г. производство Хаябуса на арсенале было прекращено после выпуска всего 49 машин.
В феврале 1943 г. был выпущен последний, 716 Ки 43-I. Массовое производство Хаябуса позволило в течение первого года войны перевооружить половину истребительных сентаев с устаревшими Ки 27 осталось только два, но и их перевооружили на истребители Hакадзимы к середине 1943 г. С начала 1943 г. в войска стал поступать Ки 43-IIа, а вскоре пошел в серию Ки 43-IIb. Hовая модель получила аэродинамически облагороженный воздухозаборник нагнетателя, улучшенный маслорадиатор, а точки подвески бомб были вынесены за стойки шасси, так как были случаи попадания бомб в винт при их сбросе на пикировании. Следующая модель Ки 43-II КАИ отличалась дополнительным воздухозаборником и некоторыми доработками по опыту эксплуатации. Три опытных Ки 43-II КАИ были облетаны в июне—августе 1943 г., а поставки в войска начались уже летом. Главным отличием новой модели стали индивидуальные патрубки выхлопа вместо ранее использовавшегося общего коллектора. В течение 1943 г. производство Хаябуса продолжало набирать обороты: завод в Оте достиг темпа 135 самолетов в месяц, а Тачикава сдала до конца года 300 машин. К тому времени Хаябуса стал самым массовым истребителем японской армии.
Однако и союзники получили возможность попробовать Хаябуса «на зуб»: из остатков нескольких машин, обнаруженных на Лае в Hовой Гвинее в сентябре 1943 г. был собран Ки 43-IIa. Его испытания позволили союзникам разрешить ряд загадок истребителя Hакадзимы, особенно отмечалась высокая маневренность.
То, что самолет практически устарел еще на момент своего рождения, стало вскоре очевидно, но только летом он получил достойную замену истребитель Ки 84. Правда, быстро ожидать перевооружения не приходилось шли тяжелые оборонительные бои, а Хаябуса широко использовался практически на всех фронтах. Поэтому даже в мае 1944 г. начались работы над опытной партией из 10 Ки 43-IIIа под двигатель Ha 115-II взлетной мощностью 1190 лс и 1230 лс на высоте 2800 м. В остальном новая модель не отличалась от Ки 43-III КАИ, сохранив к тому же явно недостаточное вооружение из двух 12, 7 мм пулеметов. Правда, летные характеристики улучшились. Скорость у земли возросла с 485 км/ч до 502 км/ч, а на высоте 6680 м достигала 576 км/ч. Высота в 3000 м набиралась за 3, 4 мин, а 6000 м за 7, 4 мин. Серийное производство Ки 43-III планировалось на Тачикаве, а Hакадзима завершала выпуск Хаябуса, сменив его летом 1944 г. на Хаяте.
Тем не менее, в 1944 г. количество сентаев с Ки 43 даже увеличилось, несколько сентаев было перевооружено на Хаябуса с бомбардировщиков, а 12 Ки 43-II получили таиландцы. Хаябуса в течение года также шли на вооружение частей в Маньчжурии, где они использовались в безуспешных попытках перехватить американские В-29, бомбившие Мукден. С лета 1944 г. Хаябуса стал уступать место Хаяте, но производство Ки 43 продолжалось до конца войны, и Хаябуса все еще оставался самым массовым истребителем армии. Уже после окончания войны Хаябуса использовался индонезийскими повстанцами против голландцев, а также французскими истребительными группами 1/7 и 11/7 против отрядов Хо Ши Мина. Всего было выпущено 5917 Хаябуса, включая 2629, собранных на Тачикаве и 49 на армейском арсенале. Были выпущены также два опытных перехватчика Ки 43-IIIb под моторы Мицубиси Ha 112 взлетной мощностью 1300 лс. Крупнокалиберные пулеметы были заменены на 20 мм пушки Ho 5. Испытания этих перехватчиков так и не завершились к концу войны.
Среди истребителей второй мировой войны Хаябуса был известен, пожалуй, только своей феноменальной маневренностью. Очень легкий, слабо вооруженный и с небольшой нагрузкой на крыло истребитель представлял собой фактически переходный тип от бипланов к скоростным монопланам с мощным вооружением. Поэтому попытки во время войны поддержать летные данные самолета на соответствующем уровне оказались безуспешными: никаких резервов развития не было.
Тактико-технические характеристики:
.
Тип двигателя: | Nakajima Ha-25 |
Размах, м: | 11, 44 |
Длина, м: | 8, 83 |
Высота, м: | 3, 27 |
Площадь крыла, м2: | 22, 00 |
Вес пустого, кг: | 1580 |
Вес взлетный, кг: | 2583 |
Крейсерская скорость, км/ч: | 320 |
Максимальная скорость на высоте 4000 м, км/ч: | 495 |
Время набора высоты 5000 м, мин: | 5, 5 |
Дальность, км: | 1200 |
Потолок, м: | 11750 |
Экипаж, чел: | 1 |