В годы второй пятилетки Военно-Воздушные Силы и Аэрофлот стали получать скоростные самолеты. Их пилотирование требовало соответствующих навыков. Поэтому и летным школам и строевым подразделениям потребовались более скоростные учебные и учебно-тренировочные самолеты. Советские конструкторы создали несколько типов таких машин, в том числе УТ-2 и УТ-1. Эти самолеты были разработаны коллективом А. С. Яковлева почти одновременно. В мае 1935 года начались испытания двухместного УТ-2 с двигателем М-11 в 100 л. с., а летом — одноместного УТ-1, с М-11Е в 150 л. с.
УТ-2 — учебно-тренировочный двухместный низкоплан, развитие АИР-9 и АИР-10, но фюзеляж и центроплан — деревянные. Обшивка самолета — фанера с полотном. Площадь крыла УТ-2 — 17,12 квадратных метров, вес пустого -616 кг, взлетный — 938 кг.
Самолет был выпущен в двух вариантах: с двигателем М-11Е в 150 л. с. и с двигателем Рено «Бенгали"4 в 140 л. с. Масса обоих самолетов обоих самолетов была минимальной, довольно близкой, запас топлива — на 2 часа. Летные данные получились высокие. Однако на госиспытаниях было выдвинуто требование увеличить запас топлива до 7 часов и переделать сиденье для возможности применения парашютов, которых первоначально не было. Полетная масса возросла на 112 кг, летные качества несколько снизились, но все-таки оставались достаточно высокими. В заключении НИИ ВВС было сказано, что с двигателем М-11Е самолет очень хорош и может быть рекомендован для первоначального обучения летчиков. Вариант с Рено отпал, так как этот двигатель у нас строить не стали.
В 1937 г. самолет УТ-2 был поставлен на поплавки (как для АИР-6) и на нем были установлены три международных рекорда. Вскоре самолет УТ-2 был принят к серийному производству, но со стандартным двигателем М-11 М для целей первоначального обучения. Внедрение в серию было начато в сентябре 1937 г. на двух заводах. Благодаря простой и дешевой конструкции трудностей при внедрении не было. Впоследствии самолет выпускался на пяти заводах.
УТ-2 стал одним из основных учебных самолетов в военных школах и аэроклубах. Его скорость — 205 км/ час, потолок — 3500 м. Значительно более строгий в пилотировании УТ-1 использовался главным образом для тренировки летчиков — командиров подразделений и инструкторов. Его скорость — 257 км/час, потолок — 7120 м. В предвоенные годы летчики-спортсмены установили на УТ-1 и УТ-2 несколько международных рекордов (в том числе женских) высоты, скорости и дальности полета для самолета такой весовой категории. УТ-2 строился серийно с 1937 г. по 1944 г. и до 1948 г. являлся основным учебным самолетом в летных школах ВВС.
С целью улучшения штопорных характеристик в 1941 г. был создан самолет УТ-2 М, на котором было применено крыло с небольшой стреловидностью по передней кромке, вертикальное оперение увеличенной площади, центровка была смещена вперед.
Логичным продолжением УТ-2 стал Як-18-цельнометаллический самолет с убирающимся шасси, созданный в 1946 г., который по всем геометрическим параметрам и аэродинамическим характеристикам практически повторял УТ-2 выпуска 1937 г.
Тактико-технические характеристики:
.
Тип двигателя: | М-11Г |
Размах, м: | 10,20 |
Длина, м: | 7,00 |
Площадь крыла, м2: | 17,12 |
Вес пустого, кгс: | 616 |
Вес взлетный, кгс: | 938 |
Максимальная скорость у земли, км/ч: | 205 |
Время набора высоты 1000 м, мин: | 5,8 |
Дальность, км: | 1130 |
Потолок, м: | 3100 |
Экипаж, чел: | 2 |