В конце 1941 г., когда политические трения между Японией и Западными странами быстро прошли точку возврата на пути к войне, японский императорский флот мог бы с гордостью смотреть на свою палубную авиацию и торпедоносцы в частности. Экипажи были отменно подготовлены, оружие торпеды обр. 91 года (1931 г.) надежны и, наконец, самолеты морской палубный бомбардировщик-торпедоносец тип 97 модель 12 (Накадзима B5N2) безусловно превосходили американский Дуглас TBD Девастэйтор и тем более английские бипланы Фейри Суордфиш и Альбакор. Подтверждением этого является потопление японскими палубными торпедоносцами в течение первого года войны трех американских авианосцев: Лексингтона, Йорктауна и Хорнета. B5N2 с палуб авианосцев и береговых аэродромов широко использовались практически на всех фронтах войны на Тихом океане. Причем тип 97 не был даже относительно новой машиной работы по нему начались по требованиям 10-Си более чем за шесть лет до нападения японцев на Перл-Харбор.
Эти спецификации на морской опытный бомбардировщик-торпедоносец определяли создание трехместного торпедоносца-моноплана под один двигатель Мицубиси Кинсей или Накадзима Хикари. Размах крыла самолета не должен был превосходить 16 м (7, 5 м в сложенном положении), скорость определялась в 335 км/ч на высоте 2000 м, продолжительность полета четыре часа при боевой нагрузке из 800 кг торпеды и семь часов без нагрузки.
Согласно этим довольно высоким требованиям, Накадзима предложила проект тип К конструкции Кацудзи Накамуры. Если конкурирующая Мицубиси предложила самолет с неубираемым шасси под собственный двигатель Кинсей-Ка-16, Накамура решил использовать убираемые с помощью гидравлики стойки шасси, несмотря на серьезные проблемы с разработкой такого устройства, бывшего для японской авиации еще в новинку. Двигатель был выбран Накадзима Хикари 2 9-цилиндровый, мощностью 700 лс. Первый опытный самолет тип К B5N1 по нумерации имперского флота был готов в декабре 1936 г. Фюзеляж самолета представлял собой полумонокок с клепаной гладкой обшивкой. Моторама сварена из стальных труб. Экипаж из трех человек располагался тандемом: спереди пилот, за ним штурман-бомбардир и стрелок-радист. Вооружение состояло из 7, 7 мм пулемета тип 92 на подвижной установке. Бомбодержатели могли поднять одну 800 кг бомбу или три 250 кг или 800 кг торпеду. Окно бомбоприцела располагалось в корне левого крыла.
Крыло имело двухлонжеронную конструкцию с работающей обшивкой. Консоли могли складываться вручную, причем левое крыло над правым. Элероны были по типу Фрайза. Оперение имело классическую цельнометаллическую конструкцию с тканевой обшивкой рулевых поверхностей.
Основные стойки шасси убирались гидравлически в ниши перед передним лонжероном крыла, хвостовой костыль не убирался, а тормозной гак втягивался в хвостовую часть гидравликой.
Самолет в целом имел обычную компоновку, но с такими довольно современными новшествами, как закрылки Фаулера, гидравлический механизм складывания крыльев и винт изменяемого шага. Сомнения консерваторов во внедрении такого большого числа новшеств были рассеяны после первого же полета самолета в январе 1937 г. Летные характеристики и управляемость самолета пришлись по душе пилотам фирмы и строевым летчикам единственные проблемы преподнесла гидравлика. Чтобы их решить, отказались от механического складывания консолей, а закрылки Фаулера заменили на обычные. Зато вместо двигателя Хикари 2 было решено поставить Хикари 3 со взлетной мощностью выше на 10% и на 5% большей на максимале. Другие изменения включали установку винта-автомата и интегрированных крыльевых топливных баков увеличенной емкости. С этими изменениями второй опытный самолет мог уже считаться победителем в конкурсе.
Во время испытаний второй опытный B5N1 достиг скорости 370 км/ч по сравнению с 350 км/ч конкурента фирмы Мицубиси В5 М1 (Ка 16) и с 330 км/ч, которую развивал Дуглас TBD, только что принятый на вооружение флота США. Если это сравнивать с 223 км/ч Суордфиша, то можно понять в каком неприглядном положении была палубная авиация англичан. Соответственно B5N1 был объявлен победителем в конкурсе и в ноябре 1937 г. был размещен заказ на производство самолета на заводе Накадзимы в Коизуми под обозначением палубный бомбардировщик-торпедоносец морской тип 97 модель 1. Однако консерваторы среди флотских офицеров уговорили морской штаб заказать и Мицубиси В5 М1 под обозначением палубный бомбардировщик-торпедоносец морской тип 97 модель 2, указывая на возможные проблемы с эксплуатацией в строевых частях «слишком передового» самолета Накадзимы.
Но эти опасения не подтвердились бомбардировщик Накадзимы оказался вполне надежным и уступал В5 М1 только в прочности шасси, что ограничило применение первого с неподготовленных береговых взлетных полос. Серийный самолет, позже переименованный в модель II, нес вооружение как и у опытных машин, то есть один 7, 7 мм пулемет тип 92 на подвижной установке в распоряжении радиста и 800 кг торпеду или бомбы. В процессе службы в самолет вносились только незначительные изменения в состав радиооборудования и вспомогательных механизмов. Правда, испытания самолета в боевых условиях Китая привели к разработке новой версии с более высокими характеристиками.
В декабре 1939 г. в воздух поднялся новый B5N2 с 1000-сильным двигателем Накадзима Сакае 11. Внешне самолет отличался увеличенным капотом новый двигатель представлял собой 14-цилиндровую двухрядную звезду, по сравнению с однорядным 9-цилиндровым Хикари 3. Новый двигатель незначительно поднял летные характеристики самолета, зато его более высокая надежность была особенно важна в длительных полетах самолета над морем.
B5N2 был принят на вооружение в 1940 г. под обозначением палубный бомбардировщик-торпедоносец морской тип 97 модель 12 и к 1941 г. полностью заменил в боевых частях B5N1. Самолет использовался практически во всех сражениях с участием авианосцев вплоть до появления в 1944 г. Тензана. После снятия с вооружения боевых частей, B5N2 все чаще использовался во вспомогательных частях. Несколько машин были переделаны в специальные учебные B5N1-К, но большинство выведенных из строевых частей самолетов использовалось для обучения пилотов без каких-либо переделок. Последние серийные B5N2 под конец войны получили радар или магнитный обнаружитель для использования в качестве противолодочного самолета, либо переоборудовались для подготовки пилотов и буксировки мишеней или планеров.
В 1941 г. Накадзима поставила 669-й и последний самолет серии B5N, но к этому времени производство самолета было переведено на Айчи токей денки КК, которая поставила в 1942–43 гг еще 200 самолетов, и на 11-й морской арсенал в Хиро, поставивший 280 B5N2 между апрелем 1942 г. и мартом 1944 г.
Тактико-технические характеристики:
.
Тип двигателя: | Nakajima NKlBSakae 11 |
Размах, м: | 15, 52 |
Длина, м: | 10, 30 |
Высота, м: | 3, 70 |
Площадь крыла, м2: | 37, 70 |
Вес пустого, кг: | 2279 |
Вес взлетный, кг: | 3800 |
Крейсерская скорость, км/ч: | 260 |
Максимальная скорость на высоте 3600 м, км/ч: | 378 |
Время набора высоты 3000 м, мин: | 7, 6 |
Дальность, км: | 1990 |
Потолок, м: | 8260 |
Экипаж, чел: | 3 |