Несмотря на то, что Ки 30 отличался такими новыми для японских легких бомбардировщиков решениями, как двухрядный звездообразный двигатель воздушного охлаждения, винт изменяемого шага, внутренняя подвеска бомб и щелевые закрылки, он не снискал себе славы. Его боевая карьера была малоизвестна он в основном использовался в небе Китая, где не встречал практически никакого противодействия. Правда, благодаря легкости в управлении и обслуживании, Ки 30 надолго запомнился своим экипажам.
В середине 30-х годов армейская авиация приступила к реализации внушительной программы модернизации своих сил, включая производство целого ряда машин собственной японской разработки. К весне 1939 г. были готовы опытные образцы истребителя, бомбардировщика и разведчика соответственно Накадзима Ки 27, Мицубиси Ки 21 и Мицубиси Ки 15. Они были запущены в серийное производство. Оставалось только найти замену для легких бомбардировщиков Кавасаки Ки 3 и Мицубиси Ки 2. Этот недостаток в программе перевооружения ВВС был восполнен заказом на Мицубиси и Кавасаки в декабре 1936 г. двух опытных легких бомбардировщиков. Спецификации определяли максимальную скорость в 400 км/ч на высоте 3000 м, скороподъемность на высоту 3000 м в 8 мин, двигатель Мицубиси Ha 6 мощностью 825 лс или Накадзима Ha 5 в 850 лс; оба воздушного охлаждения, либо Кавасаки Ha 9-IIb мощностью 850 лс жидкостного охлаждения. Бомбовая нагрузка задавалась в 300–450 кг, вооружение один пулемет для стрельбы вперед, второй на оборонительной установке для стрельбы назад. От самолета требовалось бомбометание с пикирования под углом 60°, экипаж должен был состоять из двух человек, а взлетный вес ограничивался 3200 кг.
Самолет был спроектирован инженерами Кавано, Оки и Мицуно под руководством полковника Комамура. Первоначально для Ки 30 Мицубиси планировала использовать убираемые стойки шасси. Однако продувки в аэродинамической трубе показали, что выигрыш в скорости не компенсировался возросшим взлетным весом и сложностью системы уборки. В результате были приняты неубираемые стойки шасси. Для самолета была принята конфигурация среднеплана, что позволило выделить место под бомбоотсек. С двигателем Мицубиси Ha 6 воздушного охлаждения и трехлопастным винтом изменяемого шага первый опытный самолет полетел 28 февраля 1937 г. в Кагамигахаре под управлением летчика-испытателя Ямагучи. Второй опытный самолет был оснащен двигателем Накадзима Ha 5. Хотя самолеты были закончены с двухмесячным отставанием от графика и были несколько перетяжелены, управляемость и летные характеристики оказались удовлетворительными. Так, максимальная скорость достигала 423 км/ч на высоте 4000 м, что оправдало самые оптимистичные ожидания армии.
Для войсковых испытаний к январю 1938 г. были выпущены 16 самолетов, оснащенных двигателями Накадзима Ha 5 КАИ. Они отличались от первых двух самолетов переносом пулемета со стойки шасси на крыло и снятием обтекателя с внешней стороны колеса, что облегчало полеты с раскисших полей. Эти доработки были проведены по результатам специальных испытаний одного из первых самолетов в октябре 1937 г. В мае 1939 г. самолет испытывался с лыжным шасси. В серию Ки 30 был запущен под обозначением легкий бомбардировщик армейский тип 97 на заводе Мицубиси в Нагое в марте 1938 г. До апреля 1940 г. завод поставил 618 самолетов. Еще 68 самолетов сдал первый армейский военно-воздушный арсенал в Тачикаве.
Боевая карьера Ки 30 началась в Китае в 1938 г., где он показал себя самым надежным самолетом. Его потери в боях были сравнительно невелики, так как бомбардировщик в основном действовал под прикрытием истребителей Ки 27. С началом войны на Тихом океане части с Ки 30 использовались на Филиппинах после того, как оттуда выбили практически все самолеты союзников. Но карьера бомбардировщика уже клонилась к закату: потери быстро росли. Ки 30 были направлены в учебные части, а несколько машин были переданы ВВС Сиама. Первый таиландский Ки 30 был использован в январе 1941 г. в боях против французских войск в Индокитае. В конце войны Ки 30 встречались среди самолетов камикадзе.
Тактико-технические характеристики:
.
Тип двигателя: | Nakajima Ha-5 KAI |
Размах, м: | 14, 55 |
Длина, м: | 10, 34 |
Высота, м: | 3, 65 |
Площадь крыла, м2: | 30, 58 |
Вес пустого, кг: | 2230 |
Вес взлетный, кг: | 3322 |
Крейсерская скорость, км/ч: | 380 |
Максимальная скорость на высоте 4000 м, км/ч: | 432 |
Время набора высоты 5000 м, мин: | 10, 6 |
Дальность, км: | 1700 |
Потолок, м: | 8570 |
Экипаж, чел: | 2 |