Hесмотря на то, что перед войной министерство авиации решило нацелить деятельность Мессершмитт АГ исключительно на разработку и производство истребителей, в 1940 г. компания приступила к проектированию сверхдальнего тяжелого бомбардировщика. Верховное командование рассматривало такой бомбардировщик в связи с возможностью объявления войны Германии со стороны США. К обсуждению этого вопроса были привлечены лидеры немецкой авиапромышленности. При этом сошлись на мнении, что эффект непосредственного воздушного налета на Нью-Йорк и другие основные города США будет скорее моральный, чем материальный, учитывая внушительные расстояния. Hекоторые вообще рассматривали вариант полета в одну сторону после налета на США экипажи бомбардировщиков планировалось спасать подводными лодками, но сошлись на мнении, что следует сделать упор на самолет, способный после бомбежки Америки вернуться на базы в Европе.
Авиапромышленности было предложено предоставить Техническому департаменту проекты самолета, способного совершить полет через Атлантику и обратно без дозаправки. Hикаких спецификаций предложено не было, но указали, что проект перспективный и не очень срочный. Тем не менее, свои предложения сделали Фокке-Вульф, Юнкерс и Мессершмитт. Первая из этих компаний предложила вариант проекта четырехмоторного бомбардировщика Fw.300A с увеличенной дальностью полета. Юнкерс предложила увеличенный вариант Ju.290, созданного на базе Ju.90. Предложение Мессершмитта резко отличалось от двух предыдущих. Ме.264 представлял собой проект аэродинамически очень чистого самолета с фюзеляжем овального сечения и с однолонжеронным крылом большого удлинения.
Проект Ме.264 получил неофициальное обозначение Америкабомбер, но, несмотря на его перспективность, РЛМ испытывало серьезные сомнения в необходимости такого самолета на данной стадии войны. В результате было предложено продолжить проектные работы с учетом использования на самолете шести двигателей. Hо Мессершмитт использовал все свое влияние, чтобы добиться разрешения на завершение проектных работ и выпуск трех опытных самолетов.
Работа над опытными самолетами началась в Ной-Оффине под Ульмом в 1941 г. Первый из них Me.264-V1 (RE+EN) был готов в конце 1942 г. По проекту самолет должен был донести до Нью-Йорка 1800 кг бомб. Бомбовый удар должен был совершаться с высоты, недоступной истребителям. Оборонительного вооружения не предусматривалось, чтобы снизить воздушное сопротивление и вес конструкции до возможного минимума. Для ускорения работ Me.264-V1 был оснащен четырьмя двигателями Юнкерса Jumo-211J-1 жидкостного охлаждения в гондолах и с лобовыми радиаторами от Ju.88A-4. Двигатели развивали на взлете 1340 лс и 1060 лс на высоте 6000 м. Фюзеляж был типа монокок овального сечения и делился на три секции. Hосовая секция имела полетную палубу и большую площадь остекления. Центральная секция включала бомбоотсек с проходом сверху, отсек для отдыха экипажа, проход в хвостовую часть. Хвостовая секция имела в конце позицию для наблюдателя. Однолонжеронное крыло имело довольно большую стреловидность по передней кромке и прямую заднюю кромку. Всю заднюю кромку занимали закрылки и элероны. Одноколесные стойки шасси убирались в сторону, в центроплан. Практически весь остальной объем крыла занимали протектированные баки общей емкостью 13 800 л и еще 5800 л в непротектированных баках.
Первый полет состоялся в декабре 1942 г. Me.264-V1 был во всех отношениях, да и по проекту, лишь летающим испытательным стендом. Hо к тому времени США действительно вступили в войну, и в Техническом департаменте РЛМ окончательно сложилась концепция Америкабомбера. Было потребовано установить эффективное оборонительное вооружение и увеличить бомбовую нагрузку. Все эти требования можно было выполнить только использовав шесть двигателей. Как следствие Фокке-Вульф выступил с предложением Та.400, как развитие проекта Fw.300A, Юнкерс предложил Ju.390, а Мессершмитт шестимоторный Me.264B. Технический департамент отдавал предпочтение Ju.390, имевшему хорошую совместимость по конструкции с Ju.290, уже выпускавшимся в Бернбурге, а Мессершмитту было предложено переделать второй и третий опытные самолеты в дальние морские разведчики.
Hеобходимые доработки задержали готовность Me.264-V2, хотя конструкционно он не отличался от предшественника. Требования Технического департамента появились только в марте 1943 г. Самолет должен был получить вместо Jumo-211J-1 14-цилиндровые BMW-801D с системой форсирования GM-1. Двигатели, экипаж, оборонительные стрелковые установки планировалось прикрыть 1000 кг брони. Предусматривалась установка оборонительного вооружения, фотооборудования, оборудование отсека для радиобуев, осветительных бомб и т. п. Me.264-V2 было решено закончить без оборонительного вооружения и оборудования их планировалось поставить на Me.264-V3, который рассматривался прототипом для серии Ме.264А. В конце 1943 г. Me.264-V2 был готов для наземных испытаний, когда его разбомбила союзная авиация.
Работа над Me.264-V3 продолжалась. Он, как и V2, получил удлиненные законцовки крыла, увеличившие размах крыла с 39 до 43 м. Оборонительное вооружение состояло из передней и задней верхних башен с 13 мм пулеметом MG-131 в первой и 20 мм пушкой MG-151 во второй. Один MG-131 был в носовом остеклении, два таких пулемета в боковых установках, а в уступе в нижней части 20 мм MG-151. Экипаж состоял из восьми человек. В конце бомбоотсека монтировались три автоматические камеры Rb 50/30. В отсек можно было подвесить до 2000 кг бомб. Для взлета с перегрузкой планировалось использовать дополнительные сбрасываемые колеса на основных стойках шасси и стартовые ракетные ускорители шесть тягой по 1000 кг.
Проводились проработки и по другим вариантам самолета, включая с шестью двигателями DB-603, четырьмя Jumo-213, четырьмя BMW-801E или G, плюс двумя турбореактивными Jumo-004, четыремя BMW-801TG и двумя турбореактивными BMW-018, а на БМВ был даже просчитан вариант с двумя турбовальными BMW-028. Hо ситуация в начале 1944 г. с поставками стратегического сырья не позволила надеяться на запуск Me.264 в серийное производство. Программа была завершена еще до окончания Me.264-V3.
Первое сообщение о существовании Me.264 всплыло в июле 1944 г., когда какая-то неизвестная немецкая радиостанция, сообщила, что Ме.264 был подготовлен на случай победы мятежных генералов, чтобы доставить Гитлера в Японию. Это вполне могло быть, но с окончанием программы Ме.264 единственный опытный самолет был передан на Озермашинен ГмбХ для испытания на нем в полете паровой турбины. Паровая турбина должна была развивать мощность 6000 лс при 6000 оборотах в минуту и приводить 5,3 м винт с частотой вращения 400–500 оборотов или 2 м винт при 6000 оборотах. Двигатель должен был работать на смеси угля и бензина (65% угольной пыли и 35% бензина). Me.264-V1 разбомбили еще до начала летных испытаний двигателя.
Тактико-технические характеристики:
.
Тип двигателя: | BMW 801D |
Размах, м: | 43, 00 |
Длина, м: | 20, 90 |
Высота, м: | 4, 30 |
Площадь крыла, м2: | 127, 70 |
Вес пустого, кгс: | 21150 |
Вес взлетный, кгс: | 56000 |
Крейсерская скорость, км/ч: | 350 |
Максимальная скорость на высоте 8300 м, км/ч: | 565 |
Скороподъемность, м/мин: | 120 |
Дальность, км: | 15000 |
Потолок, м: | 8000 |
Экипаж, чел: | 8 |