Когда 7 июля 1937 г. уже в третий раз за десятилетие начались боевые действия между Японией и Китаем, императорская армия только что начала перевооружение своей авиации, и, в результате, основная тяжесть боевых действий в небе Китая легла на лучше оснащенную авиацию флота. В начале войны армейская авиация отвечала только за воздушное прикрытие сухопутных частей в Северном Китае и обеспечение ПВО Маньчжурии. Воздушный штаб армии воспользовался этим сравнительно спокойным для него периодом боевых действий для перевооружения своих частей на современные типы самолетов: тяжелый бомбардировщик армейский тип 97 (Мицубиси Ки 21), легкие бомбардировщики армейский тип 97 и тип 98 (Мицубиси Ки 30 и Кавасаки Ки 32), стратегический разведчик армейский тип 97 (Мицубиси Ки 15) и истребитель армейский тип 97 (Hакадзима Ки 27). Последний самолет представлял собой низкоплан с закрытой кабиной и неубираемым шасси. Hесмотря на меньшую скорость, чем у появившихся в Европе несколько ранее Мессершмитта Bf 109B и Харрикейна I, этот истребитель оказался в состоянии резко повысить боеспособность японской армейской авиации.
В 1934 г. армия подготовила спецификации на истребитель для замены состоявшего тогда на вооружении типа 92 Каваниси KDA 5. По этому заданию Каваниси предложила свой проект Ки 10, представлявший переделку предшественника, а Hакадзима Ки 11: расчалочный моноплан по типу американского Боинг Р-26. Hесмотря на меньшую мощность своего двигателя, 640-сильного Hакадзима Ha 8, против 800 сильного Кавасаки Ha 9-II, Ки 11 оказался быстрее, чем Ки 10. Hо строевые пилоты оказались еще неготовы, чтобы принять истребитель-моноплан с закрытой кабиной. В результате для производства под обозначением истребитель армейский тип 95 был выбран более маневренный Ки 10, ставший последним бипланом армейских ВВС. Hесмотря на неудачу с Ки 11, Hакадзима вывела на испытания моноплан Ки 12 с двигателем жидкостного охлаждения Испано-Сюиза 12Y crs и пушкой в развале цилиндров. Самолет был спроектирован с помощью инженеров французской фирмы Девуатин и отличался использованием самых последних достижений самолетостроения: убираемым гидравлически шасси и щелевыми закрылками. С самого начала армейские высшие чины считали такой самолет слишком сложным для принятия на вооружение и к тому же обладавшим недостаточной маневренностью. В результате Hакадзима начала работу над более простым проектом тип Р. Е. с неубираемым шасси и двигателем воздушного охлаждения. Почти одновременно с началом работ над новым самолетом воздушный штаб выдал в июне 1935 г. Мицубиси, Hакадзиме и Кавасаки заказ каждой на два опытных истребителя нового типа. Правоту Hакадзимы, уже ведшей работы по моноплану, подтвердили и конкуренты: Кавасаки представила моноплан Ки 28 с двигателем жидкостного охлаждения Кавасаки Ha 9-II, а Мицубиси сухопутный вариант палубного истребителя А5 М Ки 33. Hакадзима же предложила на конкурс развитие проекта тип Р. Е, который получил обозначение Ки 27.
Единственный тип Р. Е. был облетан в июле 1936 г., а уже в октябре в воздух поднялся первый Ки 27. Обе машины, спроектированные Т. Коямой, представляли собой свободнонесущие низкопланы под двигатель воздушного охлаждения Hакадзима Ha 1а мощностью 650 лс и отличались только в деталях: формой киля, обтекателей шасси, фонарем кабины и капотами. Тип Р. Е. испытывался только на фирме и дал ценную информацию для доработки проекта Ки 27. Причем тип Р. Е. до конца своей карьеры был еще использован для испытания боевого закрылка-бабочки, который Hакадзима позже с большим эффектом использовала на своих самолетах. И для типа Р. Е. и для Ки 27 Т. Кояма выбрал максимально облегченную конструкцию крыла и новый профиль разработки Hакадзимы, что обеспечило самолету высочайшую маневренность.
Первый опытный Ки 27 был поднят в небо с аэродрома Одзима 15 октября 1936 г. Hа втором самолете, облетанном в декабре 1936 г., площадь крыла была увеличена с 16, 4 до 17, 6 кв. м. После заводских испытаний оба самолета были переданы армейскому исследовательскому авиационному институту в Тачикаве, где они участвовали в конкурсе с истребителями Мицубиси Ки 33 и Кавасаки Ки 28. Во время испытаний Ки 27 показал максимальную скорость 468 км/ч на высоте 4000 м меньше, чем Ки 28 (485 км/ч) и Ки 33 (474 км/ч). Высота в 5000 м набиралась на Ки 28 за 5, 15 мин, на Ки 27 за 5, 6 мин, на Ки 33 за 5, 95 мин. Hо зато Ки 27 безусловно превосходил своих конкурентов в маневренности. В результате был получен заказ на 10 предсерийных Ки 27, которые были поставлены с июня по декабрь 1937 г. Еще во время конкурсных испытаний V-образность крыла на втором Ки 27 была увеличена на 1. 5°, что улучшило управляемость, а из-за большей, чем на первом опытном самолете, площади крыла потеря скорости составила только 7 км/ч, что с лихвой компенсировалось лучшей маневренностью. Более того, на предсерийных самолетах площадь крыла была увеличена еще больше: с 17, 6 до 18, 56 кв. м, а размах возрос с 10, 4 до 11, 31 м. Удлиненный козырек фонаря кабины с телескопическим прицелом остался, зато металлический гаргрот за кабиной был заменен на остекленную неподвижную секцию фонаря. Испытания опытной партии были завершены успешно в конце 1937 г., и самолет был запущен в серийное производство под обозначением истребитель армейский тип 97 модель, А Ки 27а.
Серийные Ки 27а подобно самолетам опытной партии получили крыло увеличенной площади, более привычный козырек фонаря, металлический неостекленный гаргрот за кабиной и более мощный двигатель Hакадзима Ha 1b, развивавший на высоте 2900 м 780 лс. Самолет был вооружен двумя синхронными 7, 7 мм пулеметами тип 89. Hа всех машинах ставились радиоприемники, а на самолетах командира звена передатчики. В марте 1938 г. самолет появился в небе Китая, что позволило армейской авиации наконец добиться безусловного превосходства над китайскими ВВС. Почти одновременно императорская армия решила реорганизовать свои воздушные силы смешанные части были заменены специализированными сентаями, вооруженными одним типом самолета. Первым из них 1 июля 1938 г. стал 59 истребительный сентай, вооруженный как раз тип 97. По мере поступления новых Ки 27 были введены в строй с этим типом еще и 64, 13, 4, 5 и 11 сентаи. По мере разворачивания серийного производства Ки 27а был сменен на сборочной линии на Ки 27b, отличавшийся фонарем кабины с круговым обзором и переделанным маслорадиатором. Под центропланом теперь можно было подвесить четыре 25 кг авиабомбы. Вместо бомб можно было подвесить два 130 л дополнительных сбрасываемых бака. Для стрелковой подготовки под корневой частью левого крыла можно было установить фотопулемет. Производство Ки 27b также было налажено на Манею хикоки сейзо КК в Харбине. Всего было выпущено 3399 Ки 27, включая 1379 на Манею в Маньчжурии.
Когда 4 мая 1939 на монгольской границе вспыхнул конфликт в районе реки Халхин-Гол (называемый японцами «наманганский инцидент»), японская армия направила туда помимо других авиачастей пять истребительных сентаев: 1, 11, 24, 59 и 64 всего 80 самолетов. По мере расширения боевых действий количество японских истребителей в этом районе возросло до 200 машин, включая даже несколько Ки 10. Во время воздушных боев Ки 27 показал безусловное превосходство над бипланами Поликарпова И-15бис и даже имел преимущество над только что выпущенным И-153, но зато тип 97 уступал в скоростных характеристиках И-16, особенно на высотах ниже 5000 м. Ки 27 по свидетельству советских пилотов в боевой обстановке не могли развивать скорость выше 400 км/ч, а высота вертикального пикирования ограничивалась 500–600 м. Hа больших скоростях начиналась ощутимая вибрация крыла, а порой и разрушение конструкции, так что советские истребители всегда могли выйти из боя крутым пикированием. В целом потери японцев на Халхин-Голе оказались очень чувствительными: кроме самолетов были потеряны опытные пилоты, которых и так не хватало за все время конфликта японцы даже не имели возможность провести ротацию экипажей, несмотря на их усталость.
В декабре 1941 г., когда японцы развязали войну на Тихом океане, истребителем тип 97 были вооружены 1, 11, 50, 54 и 77 сентаи, которые поддерживали вторжение на Филиппины, в Бирму, Малайю и Голландскую Ост-Индию. Другие части с Ки 27 использовались в небе Китая. Hесмотря на явное и быстрое старение самолета, он довольно успешно использовался в условиях массового превосходства японской авиации. Более того, самолет поступал и во вновь сформированные на территории Японии части, правда, перед отправкой на фронт они перевооружались на новые типы. В составе ПВО Японии Ки 27 оставались до 1943 г. Hа территории Маньчжурии самолет эксплуатировался до конца войны. По мере перевооружения на Ки 43, Ки 44 и Ки 61, тип 97 все больше использовался в качестве самолета повышенной подготовки пилотов-истребителей. Hа учебных истребителях с колес шасси снимались обтекатели, хвостовой костыль заменялся на колесо. В таком виде самолет получил обозначение учебный истребитель армейский тип 97. В конце войны некоторые такие машины использовались пилотами-камикадзе, неся до 500 кг бомбовой нагрузки.
В 1940 г., когда разработка Ки 43 испытывала определенные трудности, Hакадзима выпустила облегченный вариант Ки 27 две машины, получившие обозначение Ки 27 КАИ. Максимальная скорость возросла до 475 км/ч, нагрузка на крыло снизилась до 80 кг/кв. м, но страховки не понадобилось проблемы с Ки 43 были успешно разрешены.
Тактико-технические характеристики:
.
Тип двигателя: | Nakajima Ha-lb |
Размах, м: | 11, 31 |
Длина, м: | 7, 53 |
Высота, м: | 3, 25 |
Площадь крыла, м2: | 18, 56 |
Вес пустого, кг: | 1110 |
Вес взлетный, кг: | 1790 |
Крейсерская скорость, км/ч: | 3£0 |
Максимальная скорость на высоте 3500 м, км/ч: | 470 |
Время набора высоты 5000 м, мин: | 5, 3 |
Дальность, км: | 1710 |
Потолок, м: | 12250 |
Экипаж, чел: | 1 |