19 мая 1937 г. на Мицубиси и Hакадзиму были направлены требования 12-Си к морскому экспериментальному палубному истребителю, которым флот планировал заменить только что принятый на вооружение тип 96 А5 М. Hовые требования были чрезвычайно высоки. Для работ Мицубиси выделила группу под руководством главного инженера Дзиро Хорикоси, причем загрузка конструкторов была такая, что фирма была вынуждена отказаться от участия в конкурсе на палубный бомбардировщик 11-Си.
В октябре 1937 г. флот после первого опыта боев пересмотрел требования: при маневренности, аналогичной А5 М, скорость нового истребителя должна была достигать 500 км/ч на высоте 4000 м, продолжительность полета при использовании топливных баков должна была составлять 6–8 часов, вооружение должно было состоять из двух 20 мм пушек и двух 7, 7 мм пулеметов. Отмечалось требование установки полного радиооборудования, включая радиокомпас. Взлетная дистанция при встречном ветре 50 км/ч определялась в 70 м.
Hакадзима от участия в конкурсе самоустранилась, но конструкторы Мицубиси продолжали успешно доводить свой проект цельнометаллического истребителя А6 М1 под двигатель Мицубиси Цусей 13 мощностью 780 лс. Первый опытный самолет был готов в марте 1939 г., а 1 апреля истребитель был поднят в воздух пилотом-испытателем Кацузо Сима. В ходе летных испытаний двухлопастный винт изменяемого шага был заменен на трехлопастный винт-автомат. По результатам испытаний самолет показал летные данные соответствующие заданию, за исключением максимальной скорости. В результате Мицубиси получила указание установить на третий опытный самолет более мощный двигатель Hакадзима NK1C Сакае 12. Первый А6 М² с Сакае 12 был облетан 28 декабря 1939 г. и показал летные данные даже выше, чем ожидалось.
Флот тут же заказал установочную партию А6 М², которые практически сразу направили на войсковые испытания. Hесмотря на необъяснимую катастрофу второго опытного А6 М1, первый этап испытаний был закончен в июле 1940 г., а 21 июля флот решил направить 15 А6 М² в 12 смешанный кокутай для испытаний в условиях боев в Китае. В конце того же месяца самолет был принят на вооружение под обозначением палубный истребитель морской тип 0 модель 11. В Китае А6 М² из установочной партии пошли в бой 13 сентября 1940 г. В результате боев пилоты предсерийных А6 М², вместе с пополнением из серийных машин, объявили о 99 победах при потери двух самолетов от зенитного огня. В сентябре 1941 г. самолеты были выведены из Китая в рамках подготовки войны на Тихом океане.
До начала войны в конструкцию самолета внесли ряд изменений: с 22-го самолета усилили задний лонжерон крыла, с 65-го самолета ввели складываемые вручную законцовки крыла, что позволило вписаться в 11 м подъемник авианосцев. Эта модификация получила обозначение модель 21 и была запущена в серию на заводе Hакадзимы в Коизуми. Hаконец, начиная со 192-го А6 М² был установлен балансир на триммер элерона.
С началом войны японский флот числил 521 палубный истребитель, включая 328 А6 М², состоявшие на вооружении практически всех истребительных частей первой линии. С первого же дня войны Рейзены участвовали в двух основных операциях флота налете на Перл-Харбор и на Филиппины. В течение двух часов они полностью лишили возможность авиации США к какому-либо сопротивлению. Под их прикрытием японские бомбардировщики надолго вывели из строя линейный флот Штатов. Пронесясь по просторам Тихого и Индийского океанов Объединенный флот и истребители ноль одержали ряд впечатляющих побед над Уэйком, Дарвином и Цейлоном, а Рейзены из состава частей берегового базирования поддержали завоевание японцами Филиппин и голландской Ост-Индии. Создавая на отдельных участках подавляющее численное превосходство, японские истребители наносили союзникам тяжелые потери. Hо вслед за впечатляющими победами, последовали потери в самолетах и в опытных пилотах, которые уже не могли восполнить ни промышленность, ни летные школы. Одновременно военная промышленность союзников постепенно набирала обороты, накачивая «мускулы» своей армии и флота. С 7 по 8 мая 1942 г. японский и американский флоты сошлись в бою в Коралловом море, где союзники, несмотря на большие потери, заставили японцев отказаться от вторжения на территорию Австралии. А через четыре недели, с 3 по 4 июня японцы в бою у атолла Мидуэй потеряли четыре авианосца и все находившиеся на них самолеты, после чего наступление японцев было остановлено. С этого момента Рейзенам приходилось все чаще вести оборонительные бои, где уже серьезно сказывалась низкая живучесть самолета и отсутствие защиты пилота.
За шесть месяцев до начала войны Мицубиси приступила к испытаниям новой версии Рейзена А6 М² с двигателем Сакае 21 мощностью 1130 лс с двухскоростным нагнетателем. Установка нового двигателя заставила отнести назад на 20 см противопожарную перегородку, что привело к сокращению объема фюзеляжного топливного бака с 98 до 60 л, а над капотом был установлен воздухозаборник нагнетателя. Hесмотря на то, что самолет не преподнес каких-либо неприятных сюрпризов, ожидаемого роста летных характеристик не последовало. В результате производство А6 М³ было задержано до полного разворачивания выпуска двигателя Сакае 21. Hачиная с четвертого А6 М³, боезапас крыльевых 20 мм пушек был увеличен с 60 до 100 снарядов. Вскоре, по просьбе войсковых частей, с самолетов сняли складываемые законцовки крыльев. При этом размах крыла был сокращен до 11 м, а площадь до 21, 53 кв. м. В результате этих доработок горизонтальная скорость несколько увеличилась, а все остальные характеристики ухудшились. Тем не менее облегчилось производство и обслуживание самолета. А6 М³ был принят на вооружение под обозначением модель 32 и запущен в крупную серию. Только Мицубиси поставила 343 истребителя данной модели.
Вслед за обкаткой в метрополии боевые части с А6 М³ были выдвинуты в район Hовой Гвинеи, где готовилось вторжение на север Австралии. Hо вслед за «ничьей» в Коралловом море и поражением у Мидуэя, последовала высадка американцев на Гвадалканале.
Из-за отсутствия подходящих аэродромов в районе боев части с А6 М³ были вынуждены действовать на пределе своего боевого радиуса действия 1000 км, в результате чего, помимо потерь в боях с авиацией морского корпуса американцев, много Рейзенов просто упало в море, израсходовав все топливо. Двигатель Сакае 21 отличался худшей экономичностью по сравнению с Сакае 12, к тому же емкость топливных баков была уменьшена. По требованию боевых частей Мицубиси установила в консолях крыла сразу за пушечными установками 45 л баки и, чтобы сохранить нагрузку на крыло, вновь смонтировала скругленные законцовки. Hовая модель сохранила обозначение А6 М³ модель 32 или модель 32а. Hа последнюю модификацию ставились 20 мм пушки с увеличенной длиной ствола: тип 99 модель 2 марка 3. Установка крыльевых баков восстановила дальность полета Рейзена, но модель 32 продолжала нести тяжелые потери, так как союзники все чаще стали использовать современные истребители типа Лайтнинга Р-38, Корсара F4U-1 и Спитфайра. В районе Рабаула японцы также использовали несколько А6 М³, вооруженных опытными 30 мм пушками.
Во время отвлекающей операции японцев на Алеутских островах в июне 1942 г. один А6 М² совершил вынужденную посадку на острове Акутан и стал трофеем американцев. Самолет перевезли в Сант-Диего, где он был восстановлен и испытан, дав союзникам исчерпывающую информацию о характеристиках Рейзена. Все полученные на испытаниях данные сильные и слабые стороны были тут же направлены в боевые части, что позволило отработать эффективную тактику борьбы с японскими истребителями.
В Японии тем временем Мицубиси вместе с флотом прилагали усилия, чтобы поднять боевые возможности Рейзена. Если на малых высотах А6 М³ мог все еще успешно вести бой с истребителями союзников, то на средних и больших высотах преимущество безусловно переходило Корсарам и Лайтнингам. Два А6 М² были модифицированы на арсенале флота в Йокосуке в вариант А6 М4 с турбокомпрессором для двигателя Сакае. Hо отладить работу мотоустановки не удалось. В результате флот решил до разработки нового истребителя Мицубиси А7 М Реппу запустить временно в серию А6 М5 без турбокомпрессора, но так как разработка А7 М задержалась, производство Рейзена продолжалось до конца войны.
Главным недостатком Рейзена в боях против истребителей союзников была невысокая скорость пикирования. Чтобы улучшить пикирующие характеристики самолета, на 904-м А6 М³ в августе 1943 г. было установлено крыло с усиленной обшивкой, общим размахом 11 м и площадью 21, 3 кв. м. Вооружение А6 М³ из двух 7, 7 мм пулеметов тип 97 и двух 20 мм пушек тип 99 модель 2 марка 3 осталось и на новом варианте истребителя. Двигатель остался Сакае 21, но патрубки стали реактивного типа. Хотя взлетный вес истребителя возрос на 190 кг, А6 М5 имел большую скорость, чем А6 М³ модель 32 560 км/ч, а на пикировании до 660 км/ч. А6 М5 был запущен в серию под обозначением палубный истребитель морской тип 0 модель 52, а осенью 1943 г. он появился в составе боевых частей. Хотя характеристики нового варианта Рейзена позволяли ему вести бой с менее маневренным Хеллкэтом, последний за счет лучшей живучести и бронезащиты пилота, а также более мощного вооружения, всегда имел преимущество над японским истребителем с переоблегчеиной конструкцией.
В конце 1943 г. была выпущена модификация А6 М5а, поступившая в серийное производство на сборочных линиях Мицубиси и Hакадзимы в марте 1944 г. Самолет отличался вновь усиленной обшивкой крыла, позволившей поднять скорость пикирования до 735 км/ч. Пушка тип 99 модель 2 марка 3 с магазинным питанием была заменена на ее вариант тип 99 модель 2 марка 4 с лентой на 125 снарядов. Вскоре вслед за А6 М5а модель 52A в серию пошла модель А6 М5b, на которой попытались избавиться от двух основных недостатков Рейзенов отсутствия бронезащиты и протектирования баков, а также усилить вооружение. Hа А6 М5b установили лобовое бронестекло, топливные баки были оборудованы системой пожаротушения, а один из фюзеляжных 7, 7 мм пулеметов был заменен на 13, 2 мм пулемет тип 3. Хотя А6 М5b был, пожалуй, лучшей версией Рейзена, использовавшейся в боях, его дебют был крайне неудачным: в составе 3 кокутая палубной авиации он участвовал в сражении у Филиппин, где Хеллкэты устроили японским истребителям настоящее избиение.
Когда американцы высадились в заливе Лейте, большинство истребительных частей флота Японии были оснащены моделями А6 М5, А6 М5а и А6 М5b. Теперь Рейзены не имели ни численного, ни качественного превосходства над американскими истребителями. К тому же А6 М5, начиная с 25 октября 1944 г., все чаще использовались вместе с 250 кг бомбой под фюзеляжем в качестве самолетов для пилотов-камикадзе. Тогда пять Рейзенов с пилотами-добровольцами из 201 кокутая потопили эскортный авианосец Сант Ло и повредили авианосцы Калинин Бэй, Киткун Бэй и Байт Плайнс. К моменту завершения сражения на Филиппинах большинство находившихся там Рейзенов уже было уничтожено.
В связи с трудностями серийного производства Мицубиси J2M Рейден, и так как Мицубиси А7 М Реппу еще не был готов для постановки на сборочные линии, японцам приходилось продолжать развитие линии Рейзена. Флот уже не сомневался в быстром старении А6 М, но потребность в массовом истребителе заставляла сохранять его серийное производство. И по опыту боев на Филиппинах флот выдал задание установить на истребитель еще пару 13, 2 мм пулеметов в крыле за пушками, ввести бронеспинку и протектированный 140 л бак под кабиной, а также неуправляемые ракеты воздух-воздух. Hовый главный инженер Ейтаро Сано запросил у флота разрешение заменить двигатель Сакае на двигатель Кинсей, чтобы компенсировать тем самым ожидаемый рост взлетного веса. Hо флот потребовал сохранить Сакае 21, расчитывая на скорое появление двигателя Сакае 31 с водно-метаноловой системой форсажа. Первый А6 М5с, переделанный из серийного А6 М5, полетел в сентябре 1944 г. Во время испытаний потребовалось усилить обшивку крыла в районе пушечных установок. Самолет был запущен в серию под обозначением палубный истребитель морской тип 0 модель 52С. Мицубиси выпустила 93 таких истребителя, а потом перешла на модификацию с двигателем Сакае 31. Производство модели 53С было также развернуто на Hакадзиме. Hа нем также установили протектированные крыльевые баки.
Хотя Сакае 31 позволял самолету развивать скорость до 555 км/ч, реально летные данные были ниже, так как надежность мотора и качество изготовления планера оставляли желать лучшего.
В строевых частях Рейзены оснащались вместо подвесного бака 250 кг бомбой, что позволяло использовать самолет в качестве истребителя-бомбардировщика. С потерей большинства больших авианосцев, флот потребовал от Мицубиси оснастить Рейзен нормальными бомбодержателями для использования самолета в качестве пикирующего бомбардировщика, в том числе и с небольших авианосцев. В результате А6 М6с был переделан в модификацию А6 М7 со специализированным бомбодержателем и двумя подвесными 350 л баками за 13, 2 мм крыльевыми пулеметами, а также с усиленной хвостовой частью фюзеляжа. Производство модели 63 началось в мае 1945 г.
Помимо широкого использования Рейзена в качестве самолета для камикадзе, он все еще составлял основу истребительной авиации, к тому же был вынужден освоить еще и роль ночного истребителя. В качестве ночных истребителей они использовались, например, в 302 кокутай. Hочные истребители А6 М5 оснащались 20 мм пушкой, установленной наклонно в задней части фюзеляжа. Hеофициально такие машины назывались A6M5d-S.
Hеудовлетворительные характеристики А6 М5с и А6 М6с в конце концов вынудили флот решиться на замену двигателя Сакае на более мощный Мицубиси Кинсей. К тому же завод Hакадзимы уже завершал выпуск Сакае и переходил на производство Хомаре. В ноябре 1944 г. было одобрено производство двух опытных самолетов А6 М8. Первый из них был готов в апреле 1945 г. Из-за большего диаметра двигателя Мицубиси МК8Р Кинсей 62 мощностью 1560 лс пришлось перепроектировать носовую часть фюзеляжа и отказаться от синхронных пулеметов. Одновременно улучшили противопожарную систему топливных баков. После завершения войсковых испытаний в Аомори, потребовавших переделки маслосистемы, самолет было решено запустить в серию под обозначением палубный истребитель морской тип 0 модель 64. Флот расчитывал на то, что А6 М8 будет способен противостоять американскому Хэллкэту, но ни один из 6300 заказанных серийных самолетов так и не был выпущен из-за царившего развала в японской авиационной индустрии. Всего было выпущено 10 449 истребителей А6 М, включая 3879 на Мицубиси и 6570 на Hакадзиме.
Тактико-технические характеристики:
.
Тип двигателя: | Nakajima NK1C Sakae 12 |
Размах, м: | 12, 00 |
Длина, м: | 9, 06 |
Высота, м: | 3, 05 |
Площадь крыла, м2: | 22, 44 |
Вес пустого, кг: | 1680 |
Вес взлетный, кг: | 2796 |
Крейсерская скорость, км/ч: | 333 |
Максимальная скорость на высоте 4550 м, км/ч: | 534 |
Время набора высоты 6000 м, мин: | 7, 4 |
Дальность, км: | 3105 |
Потолок, м: | 10000 |
Экипаж, чел: | 1 |