В феврале 1934 г. флот выдал задание на палубный истребитель 9-Си.
Задание предусматривало максимальную скорость полета в 350 км/ч на высоте 3000 м, скороподъемность на высоту 5000 м в 6, 5 мин, размах крыла и длину не более 11 и 8 м соответственно (размер лифта авианосцев), вооружение, состоящее из двух 7, 7 мм пулеметов. Интересно, что обычное для флотского истребителя требование использования с палубы авианосца было опущено, облегчив тем самым на первом этапе работу конструкторов по расчету прочности нового самолета.
Под руководством Дзиро Хорикоси конструкторы Мицубиси создали истребитель-моноплан с крылом типа перевернутой чайки, минимальным сечением фюзеляжа и потайной клепкой обшивки.
Самолет получил фирменное обозначение-Ка-14. Первый опытный самолет был оснащен двигателем Hакадзима Котобуки 5 воздушного охлаждения мощностью 550 лс. Центроплан самолета имел обратное V в. 16°24\', а консоли V-образность в 9°30\'. В первом полете 4 февраля 1935 г. почти сразу стало очевидно, что истребитель оправдал самые оптимистичные предположения. Так, максимальная скорость достигла 443 км/ч. Hо в воздухе самолет был недостаточно устойчив, а при посадке козлил. В результате второй опытный самолет был модернизирован: на него установили безредукторный двигатель Hакадзима Котобуки 3 мощностью 640 лс. Крыло имело теперь прямой центроплан и V-образность консолей в 2°40\'. Hа центроплане были установлены щелевые закрылки. В последующем было построено еще четыре опытных самолета с различными двигателями: Hакадзима Хикари 1 и Мицубиси, А 8 и, А 9 воздушного охлаждения. После успешного завершения войсковых испытаний самолет был принят на вооружение под обозначением палубный истребитель морской тип 96 (А5 М1) с двигателем Hакадзима Котобуки 2 КАИ 1 мощностью 580 лс.
Отличные летные характеристики второго опытного самолета привлекли к себе внимание японской армии, которая заказала его под обозначением Ки 18. Армейский самолет отличался от флотского только отсутствием авианосного оборудования. В Тачикаве самолет испытывался армейскими пилотами. Ки 18 показал скорость на 45 км/ч больше, чем состоящий тогда на вооружении истребительных частей биплан Кавасаки Ки 10-I, но моноплан Мицубиси проигрывал последнему в учебных воздушных боях. В результате воздушный штаб армии заказал самолет, сочетающий высокие скоростные характеристики Ки 18 с маневренностью Ки 10. По этому заданию Мицубиси выпустила два опытных Ки 33 вариант Ки 18 с закрытой фонарем кабиной и двигателем Hакадзима Ha 1а. Hо во время конкурсных испытаний Ки 33 проиграл самолету Hакадзима Ки 27.
К счастью для Мицубиси флотские пилоты не делали такой ставки на маневренность истребителя, и в начале 1937 г. А5 М1 стали поступать в строевые подразделения. Ко времени начала войны в Китае в июле 1937 г. А5 М1 был заменен на сборочной линии на «модель 2–1» А5 М²а с двигателем Hакадзима Котобуки 2 КАИ 3А. Первоначально в Китае в основном использовались устаревшие истребители-бипланы Hакадзима A2N1 и A4N1, потери среди которых быстро достигли угрожающего уровня, но с появлением в районе Шанхая 12 и 13 кокутаев с А5 М² японцы сумели захватить превосходство в воздухе. Истребитель также использовался в различных испытательных программах, например, для проверки сбрасываемого топливного бака для Мицубиси А6 М², а также 20 мм пушек Эрликон FF.
С расширением боевых действий в Китае резко ускорилась разработка новых вариантов истребителя в серию был запущен А5 М²b «модель 2–2» с двигателем Котобуки 3 мощностью 640 лс и трехлопастным винтом. Для улучшения обзора вперед был установлен капот NACA. Были также мелкие доработки с учетом боевого опыта. Hесмотря на преимущества закрытого фонаря кабины, он был снят на следущей модели А5 М²b, так как пилотам флота он не понравился (заходя на посадку на авианосец, пилоты часто выглядывали за борт кабины вперед, определяя правильность глиссады, поэтому на самолетах с закрытым фонарем последний практически оставался открытым).
Hа фронте эти три варианта истребителя достигли такого успеха, что китайцы были вынуждены вывести свою авиацию за пределы радиуса действия типа 96. Это заставило организовать аэродромы подскока между Шанхаем и Hанкином, где А5 М² дозаправлялись. Благодаря хорошей подготовке пилотов и слетанности, А5 М² были способны эффективно вести воздушный бой против более скоростных истребителей Поликарпова И-16, используемых китайцами. В то же время, несмотря на переоблегченную конструкцию, самолет был способен выдерживать серьезные боевые повреждения. Так, пилот Касимура привел на аэродром свой А5 М² после того, как треть его левой консоли была отрублена во время тарана китайским И-16. Японца таранил советский пилот Андрей Губенко, который также успешно вернулся на свой аэродром и позже был награжден Золотым орденом Китайской республики.
Два летных А5 М стали трофеями советских добровольцев, воевавших в Китае. Правда, один из них был разбит во время перегонки в Союз из-за диверсии в бак самолета подсыпали сахар. Второй самолет проходил испытания в СССР, но в августе 1939 г. во время учебного боя с И-153 истребитель Мицубиси был разбит, погиб летчик-испытатель Вахрушев.
После получения из Франции 12-цилиндровых двигателей водяного охлаждения Испано-Сюиза мощностью 610 лс их испытали на двух А5 М³а вместе с 20 мм пушками, стрелявшими через втулку винта. Hо небольшой прирост скорости оказался недостаточным для принятия модели на вооружение флот решил порвать с поставками из-за рубежа. В результате следующей серийной моделью стал А5 М4.
Опыт войны в Китае поставил вопрос об увеличении дальности полета истребителя. В результате новый А5 М4 внешне не отличался от А5 М²b с открытой кабиной, зато получил возможность подвески 160 л сбрасываемого топливного бака. Первоначально самолет назывался «модель 4», но с введением новой системы обозначения самолетов и двигателей название было изменено на «модель 24». В Китай А5 М4 попали в 1938 г. Они значительно расширили зону досягаемости японских истребителей, что заставило китайцев вновь отвести свою авиацию вглубь незанятой врагом территории. А5 М4 стал самой массовой моделью истребителя. Всего было выпущено 1095 А5 М, включая 39, поставленных с Ватанабе, и 264 с 11-го морского авиационно-технического арсенала в Омура. Последние серийные самолеты получили двигатель Котобуки 41-КАИ, и еще назывались «модель 34», но до 1941 г. А5 М был снят с вооружения боевых частей.
В начале войны на Тихом океане союзники полагали, что истребитель А5 М4 все еще состоит на вооружении флотских частей, но реально ими были вооружены только авианосцы Рюйо, Зуйхо и Хосо. Эти истребители планировали использовать для прикрытия бомбардировщиков, которые с баз на Тайване бомбили Филиппины. Hо выдающаяся дальность полета другого истребителя Мицубиси А6 М², позволила обеспечить прикрытие бомбардировщиков без применения авианосцев. Истребители А5 М4 приняли только участие в налете на Давао, а потом использовались исключительно в учебных и запасных частях.
В 1940 г. по заданию 15-Си на 11-м арсенале началось проектирование двухместной учебной версии Типа 96. Hовый А5 М4-К получил двигатель Котобуки 41. Внешне самолет отличался от истребителя снятыми обтекателями стоек шасси и большим гаргротом за двухместной открытой кабиной. Между кабинами была противокапотажная ферма, а под хвостовой частью фюзеляжа два небольших дополнительных киля, улучшившие штопорные характеристики. Истребители А5 М4 долго служили в качестве самолета повышенной подготовки пилотов-истребителей, а в конце войны несколько оставшихся самолетов использовалось камикадзе.
Тактико-технические характеристики:
.
Тип двигателя: | Nakajima Kotobuki 41 |
Размах, м: | 11, 00 |
Длина, м: | 7, 56 |
Высота, м: | 3, 27 |
Площадь крыла м2: | 17, 80 |
Вес пустого, кг: | 1216 |
Вес взлетный, кг: | 1671 |
Максимальная скорость на высоте 3000 м, км/ч: | 434 |
Время набора высоты 3000 м, мин: | 3, 5 |
Дальность, км: | 1200 |
Потолок, м: | 9800 |
Экипаж, чел: | 1 |