Когда в 1933 г. японская армия провела испытания опытного варианта учебного самолета R 5 под 125-сильный двигатель ADC Циррус IV, выпущенного Тачикавой хикоки КК в инициативном порядке, армейские испытатели сочли самолет слишком небольшим для такой цели. Hесмотря на эту неудачу, представителей Тачикавы пригласили в марте 1934 г. на встречу с персоналом армейской летной школы в Токорозаве для обсуждения требований к будущему учебному самолету. Месяц спустя воздушный штаб предложил Тачикаве спроектировать самолет, который можно было бы использовать и в качестве учебного и в качестве переходного самолета. Переходный самолет должен был иметь двигатель Хитачи Ha 13а мощностью 350 лс и оборудование для полетов по приборам. С этим двигателем самолет должен был достигнуть скорости 220 км/ч и иметь продолжительность полета 3, 5 часа. Конструкция должна была выдерживать 12-кратную перегрузку. Учебный вариант самолета должен был получить 150-сильный двигатель Hакадзима NZ, но без специального оборудования. Тачикаве такая полиморфия не очень понравилась, но воздушный штаб ссылался на опыт конструкторов Польши и Швеции и настаивал на своих требованиях.
Самолет был сконструирован Риокичи Ендо, и до конца 1934 г. были построены три Ки 9. Первый самолет получил двигатель Ha 13а и полетел 7 января 1935 г. Управление оказалось довольно тяжелым, маневренность неважной, так как центровка была слишком передней. Кроме того, амортизаторы шасси оказались слишком жесткими. После небольших доработок самолет полетел уже 9 января и был испытан на штопор, после чего его отправили для официальных испытаний в Токорозаву. Второй самолет был выполнен с тем же мотором, а третий получил 150-сильный Hакадзима и играл роль прототипа учебного варианта. С более легким двигателем центровка самолета стала задней, что резко ухудшило управляемость на взлете.
По результатам официальных испытаний в Токорозава был принят только самолет с Ha 13а, который запустили в серию под обозначением переходной учебный самолет армейский тип 95–1 модель А. Улучшенная версия самолета получила обозначение Модель В (Ки 9 КАИ). Последний вариант был легче, с более прочными стойками шасси и укороченным фюзеляжем. Последние доработки позволили исправить центровку, и тем самым улучшить управляемость. Всего было выпущено 2618 Ки 9, которые строились на Тачикаве и Токио хикоки (на последнем выпущено 220 самолетов).
Учебный Ки 9 оставался на вооружение японской армейской авиации в течение всей войны на Тихом океане. Он также поставлялся союзникам Японии: в Таиланд, в Маньчжурию, а после войны использовался индонезийскими повстанцами.
Тактико-технические характеристики:
.
Тип двигателя: | Hitachi Ha-13a |
Размах, м: | 10, 32 |
Длина, м: | 7, 53 |
Высота, м: | 3, 00 |
Площадь крыльев, м2: | 25, 40 |
Вес пустого, кг: | 1015 |
Вес взлетный, кг: | 1425 |
Крейсерская скорость, км/ч: | 150 |
Максимальная скорость, км/ч: | 240 |
Время набора высоты 1000 м, мин: | 4, 9 |
Потолок, м: | 5800 |
Экипаж, чел: | 2 |