К началу 80-х гг. основу парка средних транспортных вертолетов Аэрофлота, ВВС и армейской авиации Советского Союза составляли различные модификации Ми-8. Эти машины получили широчайшее распространение во всех областях народного хозяйства и Вооруженных Сил, однако при решении ряда задач их грузоподъемность (4 т) оказывалась чрезмерной, что иногда делало использование Ми-8 недостаточно рентабельным. Неэффективными здесь оказывались и более легкие машины Ми-2 и-Ка-26 (грузоподъемностью около 1 т). Ранее основной объем перевозок грузов 1,5–2 т ложился на поршневые вертолеты Ми-4, однако снятие их с производства в конце 60-х гг со временем образовало незаполненную нишу в парке винтокрылой техники. В связи с этим в 1983 г. ОКБ им. Н. И. Камова выступило с инициативной разработкой среднего многоцелевого транспортного вертолета, который заменил бы в подразделениях Вооруженных Сил и гражданской авиации «ветерана» Ми-4 и занял промежуточное положение между Ми-2 и-Ка-26, с одной стороны, и Ми-8 и перспективным Ми-38, с другой. Такой вертолет получил название В-60 и предназначался для перевозки различных грузов массой 2–3 т, транспортировки десантников, раненых, для воздушной разведки, целеуказания и проведения поисково-спасательных операций. Предполагалось, что новая машина будет применяться совместно с боевыми вертолетами типа В-80 или Ми-28. В 1984 г. проект В-60 получил правительственную поддержку, и в ОКБ началась детальная проработка облика будущей машины. Одним из основных вариантов В-60 рассматривался вертолет разведки и целеуказания на поле боя, оснащенный высокоэффективным круглосуточным оптико-электронным обзорно-прицельным комплексом (в настоящее время такой комплекс нашел применение на вертолете-Ка-52). В 1988 г. проработали и палубный вариант В-60. Эскизный проект многоцелевого армейского вертолета, получившего новое название-Ка-60, был подготовлен в 1990 г. В том же году состоялось заседание макетной комиссии. В отличие от других вертолетов марки «Ка», машина построена по одновинтовой схеме с рулевым винтом в кольцевом канале киля (винт типа «фенестрон»). Обтекаемый фюзеляж с вместительной кабиной и убирающееся шасси обеспечивают высокую крейсерскую скорость полета, а в сочетании с современной двухдвигательной силовой установкой — хорошие показатели экономичности. Вертолет предназначен для оперативной доставки десантников, оружия и боеприпасов в район боевых действий, эвакуации раненых и пострадавших, обучения летчиков и т. п. Постройка опытного образца-Ка-60 завершилась в 1997 г., первый полет его должен состояться в 1998 г. На базе армейского-Ка-60 фирма «Камов» с 1992 г. разрабатывает многоцелевой транспортно-пассажирский вертолет гражданского назначения-Ка-62, макет которого был построен в 1994 г. Летные испытания-Ка-62 могут начаться в 1999 г. Параллельно с 1995 г. совместно с итальянской фирмой «Агуста» начались работы по созданию экспортного варианта-Ка-62, названного-Ка-64 и отличающегося применением зарубежной силовой установки, оборудования, отвечающего нормам JAR-29, а также другого рулевого винта. Эскизное проектирование-Ка-64 было в целом завершено в 1996 г., однако затем из-за недостатка финансирования работы временно приостановили.
Лётно-технические характеристики:
Двигатели: | РД-600В |
Взлётная мощность, э.л.с.: | 2×1300 |
Диаметр несущего винта, м: | 13,5 |
Габариты, м: | длина с вращающимися винтами — 15,64 длина фюзеляжа — 13,25 ширина — 3,0 высота — 4,1 |
Габариты грузовой кабины, м: | длина — 3,3 ширина — 1,75 высота — 1,3 |
Масса, кг: | пустого вертолёта — 3730 взлётная нормальная — 6000 взлётная максимальная — 6250 |
Максимальная коммерческая нагрузка, кг: | в фюзеляже — 2000 на внешней подвеске — 2500 |
Запас топлива, л: | 1100 |
Скорость, км/ч: | максимальная — 300 крейсерская — 260 |
Потолок, м: | статический — 2500 динамический — 5000 |
Максимальная скороподъёмность, м/с: | 11,7 |
Дальность полёта максимальная, км: | 720 |
Экипаж, чел.: | 1–2 |