Ту-114 разрабатывался в 1955 году, во времена хрущевской «оттепели», это время наложило отпечаток на проект, по решению партии комфорт и скорость, стали принадлежать каждому гражданину СССР, а не только руководству и чиновникам. Ведь в то время цена билета на самолет приблизилась к стоимости билета в купейный вагон поезда.
Ту-114 — турбовинтовой низкоплан со стреловидным крылом, четыремя двигателями ТВД НК-12 МВ и однокилевым оперением. Двигатели оснащены четырьмя противовращающимися винтами на каждом. Для 1955, когда началась разработка проекта, года было странным проектировать самолет с турбовинтовыми двигателями, когда уже во всю использовались турбореактивные, но, в КБ Туполева было, тем не менее, решено построить самолет именно с ТВД.
Проект был реализован очень быстро, опытный образец Ту-114 был готов всего через два года. И 15 ноября 1957 года летчик-испытатель А. П. Якимов поднял первый Ту-114 в воздух. Позже к летным испытаниям подключились летчики-испытатели И. М. Сухомлин и. К. Ведерников. Лайнер отвечал всем требованиям комфорта для пассажиров, фюзеляж имеет две палубы, соединённых лестницей. На нижней палубе располагаются помещения для багажа. Есть комната отдыха экипажа и кухня для пассажиров снабженная подъёмником для непосредственной подачи блюд в салон. На верхней палубе находится достаточно просторный пассажирский салон.
Впервые в СССР пассажирский салон Ту-114 имел три класса, различающихся комфортабельностью, экономический, первый и даже четыре трёхместных купе как в поезде дальнего следования, правда позже они были демонтированы и заменены на обыкновенные пассажирские кресла. Не обошлось и без проблем, которые впоследствии добавили проблем при использовании лайнера. Ту-114 спроектировали как низкоплан, это вынудило увеличить высоту стоек шасси и лайнер стал выше других гражданских самолетов.
Ту-114 продолжали использоваться вплоть до 1991 года. В период своей эксплуатации самолёты входили в авиапарк «Аэрофлота» и «Japan Airlines», использовались для перелётов высших должностных лиц СССР. Ту-114 совершал дальние коммерческие полёты на территории СССР, а так же США, Индии и по странам Африки.
Летно-технические характеристики:
Тип двигателя: | 4 ТВД Кузнецов НК-12 М |
Размах крыла, м: | 54.10 |
Длина самолета, м: | 54.10 |
Высота самолета, м: | 15.50 |
Площадь крыла, м2: | 311.1 |
Масса, кг: | пустого самолета — 93500 максимальная взлетная — 179000 |
Мощность, л.с.: | 4×14795 |
Максимальная скорость, км/ч: | 894 |
Крейсерская скорость, км/ч: | 770 |
Перегоночная дальность, км: | 8800 |
Практическая дальность, км: | 7000 |
Практический потолок, м: | 12000 |
Экипаж, чел.: | 5 |