На что способна эта необычная машина — иностранные авиационные эксперты узнали на последней международной аэрокосмической выставке в Фарнборо. Там впервые, демонстрировался первый в мире одноместный вертолет огневой поддержки, оборудованный бронированной кабиной и надежной системой спасения. Для устроителей авиасалона русский экспонат оказался сюрпризом, хотя летательные аппараты этого класса появились четверть века назад.
Как известно, впервые вертолеты в военных целях эпизодически применяли американцы еще во время второй мировой. В корейскую войну 1950 -1953 годов на геликоптерах транспортировали небольшие подразделения, эвакуировали раненых, а также летчиков, сбитых над территорией КНДР или открытым морем. Действовали они весьма эффективно, и вскоре число машин увеличилось с 25 до 125.
В августе 1964 года, после так называемого «инцидента в Тонкинском заливе», американцы (опять они, но что поделаешь!) приступили к воздушным бомбардировкам Демократической Республики Вьетнам и взяли на себя борьбу с партизанами, противниками поддерживаемого Вашингтоном сай-гонского режима. Для переброски солдат «рейнджеров» и обстрела «подозрительных» районов использовали серийные многоцелевые машины. Однако тяжелые, неповоротливые вертолет такого класса не подходили для оперативной поддержки войск огнем с воздуха. Поэтому в 1967 году компания «Белл» изготовила сравнительно небольшой, маневренный боевой АН-1 «Хью Кобра», который нес управляемые и неуправляемые реактивные снаряды «воздух — земля», скорострельную пушку или пулеметы. И в том же году опытно-конструкторские бюро М. Л. Миля и Н. И. Камова представили военным образцы машин аналогичного назначения. Предпочтение отдали транспортно-боевому Ми-24.
Заметим, что и американцы не сразу решились обзавестись сугубо боевой машиной, В 1979 году компания «Сикорский» выпустила ударный вариант многоцелевого UH-60 «Блэк Хок». Он был цельнометаллическим, с двумя газотурбинными двигателями Лопасти несущего винта выдерживали попадания крупнокалиберных пуль, броня защищала сиденья двух пилотов и некоторые агрегаты, причем последние частично продублировали на случай повреждений при обстреле с земли. Ниже грузовой кабины смонтировали короткие крылья с узлами подвески для 16 противотанковых реактивных снарядов «Toy» или «Хеллфайер», а также четырех кассет, из которых при полете на малой высоте разбрасывалось до 320 противопехотных или противотанковых мин.
Подобным образом в 1984 году поступили и англичане, превратив в боевой строившийся семь лет многоцелевой «Уэстленд» UUC-13 «Линкс». Мощности двух газотурбинных двигателей хватило, чтобы обеспечить ему достаточные скорость и маневренность. Лопасти несущего и рулевого винтов выполнили из композиционных материалов; усовершенствованное навигационное и прочее оборудование (радиолокатор системы разведки, целеуказания и управления оружием заимствовали у американского «Апача») позволяют экипажу действовать не только днем и ночью, но и в любую погоду. «Линкс-3» вооружили управляемыми противотанковыми ракетами «Toy» или «Хот», противосамолетными «стингерами» и пушкой калибра 20 или 30 мм.
— А специалисты нашего ОКБ еще два десятилетия назад считали, что, помимо транспортных, нужны и боевые вертолеты, — заметил заместитель генерального конструктора В. А. Касьяников. — Ведь никого не смущает сосуществование в армии в общем-то схожих, но разных по назначению бронетранспортеров, боевых машин пехоты и танков. Увы, к ним тогда не прислушались…
Зато американцы в 1972 году объявили конкурс на сугубо боевой, всепогодный геликоптер весом 7,2 т, развивающий не менее 320 км/ч. Участвовало шесть фирм, но на финишную прямую вышли только два образца — «Белл» АН-63 и «Хьюз» АН-64. В 1976 году военные испытали по три экземпляра и выбрали АН-64, которому присвоили имя собственное «Апач».
В отличие от предшественников, его кабину и наиболее важные агрегаты защитили броней, которую не пробивали крупнокалиберные пули. Под несущим винтом, в нижней части фюзеляжа, торчали крылышки, на больших скоростях создававшие дополнительную подъемную силу, но главным образом служившие для подвески ракет «Toy». Кроме того. на вертолете имелась 30-мм пушка Спустя 13 лет арсенал «Алача» пополнили ракетами «Сайдуиндер», для обороны от истребителей,«Toy» заменили новейшими «Хеллфайер», оснащенными двумя кумулятивными боевыми частями и радиолокационной головкой самонаведения. Эти снаряды способны поражать подвижные бронированные цели на дистанции до 6 км. Внедрили и радиолокатор системы управления вооружением «Лонгбоу», его антенна размещена над втулкой несущего винта, поэтому экипаж может наблюдать за обстановкой из-за укрытия — как подводники через перископ.
В 1976 году конкурс на боевой вертолет объявили и в СССР. Ему предстояло заменить Ми-24. Камовцы предложили-Ка-25ф, но предпочтение отдали Ми. Зато в ОКБ имени Н. И. Камова получили возможность обстоятельно проанализировать опыт американских вертолетчиков во Вьетнаме и, позже, советских в Афганистане. В частности, причины потери 333 наших винтокрылых машин, многие из которых сбили с земли.
Атакуя позиции противника, вертолет должен заходить на цель на минимальной высоте, прижимаясь к земле, а попав под обстрел — мгновенно менять курс и высоту. При этом его фюзеляж должен быть как можно уже, чтобы уменьшить вероятность поражения летящими навстречу снарядами и пулями. Выходило, надо сразу отказаться от второго летчика, с чем поначалу категорически не согласились военные, сославшись на американцев,- не зря, мол. те сажают в кабину двух: выйдет из строя один, второй приведет машину на базу. Камовцы резонно напомнили о знаменитых самолетах-штурмовиках Ил-2 и Су-25, где летчик справляется и с пилотированием, и с боевой работой, а безопасность обеспечивается бронезащитой. По такому принципу спроектировали-Ка-50…
Его выполнили по традиционной для «фирмы Камов» двухвинтовой схеме, оснастив мощным вооружением — 12 сверхзвуковыми противотанковыми управляемыми ракетами «Вихрь» (на дистанции 10 км они пробивают 900-мм броню), блоками для восьми десятков 80-мм неуправляемых ракет класса «воздух — земля», ракетами для борьбы с воздушным противником. Есть и 30 мм пушка, поворачивающаяся в горизонтальной и вертикальной плоскостях, с селективным боепитанием. Обычно в ленту для авиапушек поочередно укладывают осколочные и бронебойные снаряды, что ведет к их неоправданно большому расходу,- объяснял генеральный конструктор С. В. Михеев.- Скажем, обстреливали танк, а ему осколочно-фугасные снаряды что слону дробина. Ка-50 два снарядных ящика — для 250 бронебойных и такого же числа осколочных снарядов. Выбрав цель, летчик переключает оружие на нужный режим огня — если по танку, то стреляет только бронебойными. Применили тульскую пушку 2А42, которой оснащают боевые машины пехоты. И в этом есть свой резон. Стандартные авиапушки при стрельбе охлаждаются набегающим потоком воздуха, из них ведут огонь короткими очередями. Боевые вертолеты действуют на малых высотах, в запыленной атмосфере, противопоказанной самолетным системам. А2А42 создана именно для таких условий и «не боится» длинных очередей.
Огневая мощь-Ка-50 сочетается с уникальными летными свойствами, что во многом определяется его конструктивной схемой. Только соосный вертолет способен неожиданно для противника пойти боком со скоростью 90 км/ч или внезапно отработать «полный назад» — как пресловутые НЛО. Не в пример одновинтовым машинам, ему не грозит деформация или поломка длинной балки, на конец которой вынесен рулевой винт. Да и в скороподъемности соосные превосходят одновинтовые, у которых изрядная доля мощности двигателей отбирается на хвостовой винт, и подъемной силы у двух винтов куда больше.
Ка-50 оснастили совершенным навигационно-пилотажным оборудованием. В частности, дисплеем, на который подается информация о состоянии основных агрегатов и систем; сопряженным с картой автоматическим курсопрокладчиком, непрерывно фиксирующим местонахождение летящего вертолета; аппаратурой, принимающей информацию о целях и окружающей обстановке от наземных наблюдательных постов, других вертолетов и самолетов, устройством, предупреждающим о том, что машина облучается чужими радиолокаторами Словом, сделано все, чтобы облегчить работу летчика
Наша главная цель заключалась в том, чтобы обеспечить ему полную уверенность в технике и в том, что в любых условиях гарантировано спасение — подчеркнул Касьяников — Последнее обеспечивается своеобразным комплексом Он включает во-первых полностью бронированную кабину, выдерживающую прямое попадание 23 мм снарядов, а ее остеклению не страшны удары осколков и крупнокалиберных пуль Вот показательный пример после прострела тяги винтов она продолжала служить Добавим если в силовую установку попадет снаряд или ракета мощности уцелевшего двигателя хватит чтобы машина продолжала полет.
Во-вторых-Ка-50 положил начало вертолетам, оснащенным катапультируемым креслом пилота Еще лет 10 на зад подобное считалось невозможным ведь оно выстреливается вверх как раз в плоскость, сметаемую стремительно вращающимся винтом На-Ка-50 катапультирование происходит всего за 2 с — после того как летчик рванет на себя соответствующую ручку, разом от стреливаются лопасти обоих винтов, сбрасывается фонарь кабины, особое реактивное устройство выносит человека вверх, одновременно открывается купол парашюта Нелишне добавить, что катапультирование возможно на любых высотах, начиная с нулевой.
В конструкции-Ка-50 нашли воплощение многие технические новинки и оригинальные инженерные решения Скажем, свыше 30% элементов и деталей выполнено из композиционных материалов в том числе двухлонжеронные лопасти несущих винтов. Впервые такие лопасти мы изготовили и применили на универсальном-Ка-26 еще в 1965 году — напомнил С В Михеев — Конструкцию и технологию запатентовали еще в 1961 м. На-Ка-50 внедрили и композитные подшипники поэтому почти в восьми десятках узлов смазка не требуется, А это весьма облегчает обслуживание вертолета и делает его надежнее.
Заместитель начальника отдела технического проектирования В И Дорин подчеркнул, что крыло с подвесками для боевой нагрузки и оба топливных бака скомпонованы в районе несущих винтов, где центр масс и, значит, расход горючего и боезапаса никак не сказываются на центровке — еще одной заботой меньше у летчика Что же касается топливных баков, то обычно их делают металлическими Однако при попадании пуль и снарядов от них откалываются раскаленные при ударе осколки, которые и поджигают горючее На-Ка-50 баки также из композиционного материала, который не разогревается при прямом попадании, а образовавшаяся пробоина затягивается внутренним протектором.
При взгляде на-Ка-50 сразу обращаешь внимание на его низкую «посадку» Оказалось, и это не случайно — при обслуживании вертолета на полевом аэродроме техникам не понадобятся стремянки Михеев отметил и еще одно достоинство-Ка-50 вместо обычных для авиации многочисленных узких лючков и горловин установлены широкие откидные капоты Значит, на обслуживание уйдет меньше времени и возрастет эффективность боевой техники. — Мы намеренно пошли на нарушение известного требования — максимально облегчать конструкцию,- пояснил В И Дорин — Напротив, в узлы подвески встроили лебедки — только для того чтобы облегчить и ускорить работу оружейников, которым не придется таскать весьма увесистые боеприпасы Пушку оснастили автоматом перезаряжения, в приемник которого до статочно вставить три первых снаряда, а остальные сами займут место в ее снарядном ящике.
Стоило увидеть, что выделывал-Ка-50 с устрашающим названием «Черная акула» (другой — «Вервольф» — с изображением оскаленной волчьей морды стоял в ангаре) над подмосковным, фирменным аэродромом Круто опустив нос, лихо выписывал виражи на малой высоте, потом, разогнавшись, чуть ли не отвесно уходил ввысь, вновь набирал скорость в горизонтальном полете и вдруг без разворота устремлялся в сторону, летел непривычно — боком Словом, это был высший пилотаж по-вертолетному Тот самый, который нынешним летом увидели организаторы, участники и посетители международного авиакосмического салона в парижском аэропорту Ле Бурже, а потом и в подмосковном городе Жуковском.
Так «фирма Камов» (до недавнего времени ОКБ имени Н И Камова) еще раз подтвердила свою высокую репутацию Напомним, что только она проектирует и выпускает удачные вертолеты соосной схемы разного назначения, а теперь предложила российским вооруженным силам уникальный боевой вертолет.
Впрочем, камовцы успешно оснащали и народное хозяйство специализированными и универсальными винтокрылыми аппаратами Есть у них и интереснейшие разработки для авиации XXI века, но о них — разговор особый…
Ка-50-2 «Эрдоган»
Ка-50-2 Эрдоган является глубокой модернизацией широкоизвестного боевого вертолета-Ка-50 «Черная акула». Ка-50-2 стал итогом совместной работы российской ветолетной фирмы «Камов», госкомпанией «Росвооружение» и израильской компании — производителя авиационного оборудования IAI — Israel Aircraft Industries Ltd.
Идея проекта «Эрдоган» возникла примерно 2,5 года назад, когда Турция объявила о намерении полностью обновить свой парк боевых вертолетов. Россия тогда уже имела готовый вертолет-Ка-50 «Черная акула», который был выпущен в количестве всего нескольких экземпляров из-за отсутствия финансовых средств для запуска в серию. Тем не менее даже опытные образцы немало впечатлили специалистов своими тактико-техническими характеристиками. Наша сторона производит основную часть машины, получившей обозначение-Ка-50-2 «Эрдоган», израильтяне же оснащают вертолет авионикой и противотанковыми ракетами. В процентном соотношении это выглядит как 80 к 20. Потенциальный покупатель познакомился с-Ка-50-2 минувшим летом. Турки остались довольны увиденным. Правда, попросили о внесении некоторых изменений. Так, пилотов пришлось посадить не рядом, а друг за другом, а пушку сделали подвижной.
Ка-50-2 это высокоэффективный многоцелевой всепогодный боевой вертолет предназначенный для выполнения следующих задач:
Основные задачи:
— Уничтожение танков и легкобронированных целей, для чего вертолет оснащается сверхзвуковыми ПТУР «Вихрь» с дальностью поражения наземных целей до 8 км.
— Ведение разведки наземных целей. Для этого на вертолет устанавливаются стабилизированные телевизионный и инфракрасный сенсоры, позволяющие определить цель на дистанции 20 км в дневное и 13 км в ночное время.
Дополнительные задач:
— Непосредственная огневая поддержка наземных войск.
— Уничтожение воздушных целей ракетами «воздух-воздух»
Защитные системы-Ка-50-2 включают:
— Круговое бронирование кабины, обеспечивающее защиту от 12,7 мм бронебойных пуль и от осколков 23 мм снарядов.
— Экранирование двигателей, уменьшающее интенсивность ИК-излучения и уменьшающее, тем самым, вероятность поражения ракетами с ИК-головкой наведения.
— Система аварийного спасения экипажа, в которую входят катапультируемые кресла К-37-800 и система отстрела лопастей.
Конструкция
Фюзеляж имеет негерметичную моноблочную структуру прямоугольного сечения, разделенную на несколько отделений. Фюзеляж построен из аллюминиевых сплавов и полимерных композитных материалов (органический пластик, карбон-фибер пластик, сотовый наполнитель).
Хвостовое оперение состоит из вертикального и горизонтального стабилизатора, на концах которого установлены широкие аэродинамические гребни. Ка-50-2 имеет небольшие крылья, которые обеспечивают дополнительную подъемную силу и служат для подвески различного вооружения и топливных баков. Шасси трехстоечное — носовая и две задние стойки, которые в полете убираются в фюзеляж.
Двигатели
Ка-50-2 оснащен двумя турбореактивными двигателями ТВ3-117ВМА, которые развивают мощность по 2200 л.с. на взлете.
Авионика
Бортовое радиоэлектронное оборудование (БРЭО) вертолета имеет централизованную архитектуру, обеспечивающую максимальную интеграцию приборов и инструментов с системами управления, что значительно облегчает управление вертолетом. Система управления связана двумя шинами данных MIL-STD-1553B MuxBus: шина оружия и шина авионики. Шина оружия построена по протоколу MIL-STB-1760B и связывает процессор задания и процессор отображения информации (MDP), которые управляют авионикой, устройство интерфейса вооружения (AIU), многоцелевую стабилизированную оптическую систему прицеливания (HMOSP), нашлемный прицел пилота (IHS) и крыльевые станции оружия. Шина авионики связывает следующие подсистемы: Связи/Идентификации, Навигации, РЭБ и др. Архитектура с двумя шинами обеспечивает функциональную независимость авионики и системы управления оружием, оптимизирует поток данных и обеспечивает возможность интеграции с различными системами вооружения. БРЭО-Ка-50-2 позволяет вертолету вести боевые действия днем и ночью в любых погодных условиях.
Системы РЭП
Ка-50-2 оборудован системами как активного так и пассивного радиопротиводействия. В состав этого оборудования входит:
— приемник предупреждения об облучении радаром;
— система предупреждения о пуске ракет;
— приемник предупреждения об облучении лазером;
— системы выброса дипольных отражателей и ИК-ловушек.
Вооружение
Ка-50-2 может нести вооружение общим весом до 2,5 тонн. Базовый комплект вооружения включает в себя ПТУРы, ракеты «Воздух-Воздух», пушку и НУРСы.
В состав вооружения-Ка-50-2 могут входить:
— 12 сверхзвуковых противотанковых управляемых ракет «Вихрь» с лазерным наведением или 16 ПТУР с электронно-оптическим наведением;
— 4 ракеты «Воздух-Воздух» типа «Стингер»;
— скорострельная 30-мм автоматическая пушка 2А42 с высокой начальной скоростью снаряда, запас снарядов — 240 бронебойных и 230 фугасно-зажигательных, скорострельность регулируется от 350 до 600 в/мин;
— 80-мм кассеты НУРС.
Новый вертолет был построен специально для участия в тендере на поставку 145 боевых вертолетов в турецкую армию. В тендере принимают участие пять фирм: американские — Boeing с вертолетом AH-64 Apache и Bell Helicopters с AH-1 King Cobra, франко-германский консорциум Eurocopter с Tiger, итальянская Agusta с вертолетом A129 Mangusta и ОАО «Камов» с-Ка-50-2.
Основным вариантом-Ка-50 «Черная акула» является модификация с одним членом экипажа. Однако, по требованию турецкой стороны, на тендер была представлена двухместная модификация, что не стало для ОКБ им. Камова трудноразрешимой задачей благодаря модульной конструкции планера вертолета.
Первый этап тендера проходил в Анталии (куда-Ка-50-2 совершил беспосадочный перелет из Анкары) и включал в себя летную программу, в ходе которой определялись летно-технические характеристики вертолетов. Определяющими были названы статический потолок, скороподъемность и грузоподъемность.
Кроме того, программой предусматривались полеты с боевыми стрельбами. Российский вертолет показал себя с лучшей стороны, на нем совершили вылеты пять турецких экипажей, весьма благожелательно отозвавшихся о возможностях-Ка-50-2. Однако из-за отсутствия бортового прицельно-навигационного комплекса, разрабатываемого и изготавливаемого IAI, полеты на боевое применение вооружения были перенесены на июль 1999 г.
Второй этап тендера начнется в июле и продлится до ноября 1999 г. В марте будущего года турецкое правительство объявит победителя. Турция планирует организовать производство некоторых узлов и деталей выбранного вертолета на базе местной авиастроительной компании Turkish Aviation Industrie.
Несмотря на то, что-Ка-50-2 выполнил все требования, предъявленные турецкой стороной на первом этапе тендера, устроители выдвинули ряд дополнительных, связанных, в основном, с адаптацией-Ка-50-2 к стандартам вооружений и боеприпасов, принятых в НАТО. Самой сложной задачей является замена штатной ограниченно подвижной пушки 2А42 калибра 30 мм на 20 мм турельную пушку французского концерна GIAT. Кроме того, потребуется замена российских блоков НУРС С-80 на 70 мм натовские. По мнению экспертов также возможна замена отечественных ПТУР «Вихрь» на американские противотанковые ракеты Hellfire. Турецкие военные отказались и от катапультных кресел К-37 и, соответственно, от системы отстрела лопастей несущих винтов. Выполняя эти требования камовцы разработали новый вариант-Ка-50-2 с тандемным расположением экипажа, 20-мм французской пушкой на откидной турели под днищем вертолета и новым креслом пилотов британской фирмы Martin Baker. Тандемный вариант вертолета пока еще не вышел из стадии макетного проектирования.
Лётно-технические характеристики:
Двигатели: | ТВ3-117ВМА |
Взлётная мощность, э.л.с.: | 2×2200 |
Диаметр несущих винтов, м: | 14,45 |
Габариты, м: | длина с вращающимися винтами — 15,6 размах крыла — 7,34 высота — 4,93 |
Масса, кг: | пустого вертолёта — 7700 взлётная нормальная — 9800 взлётная максимальная — 10800 |
Максимальная нагрузка на внешней подвеске, кг: | 3000 |
Запас топлива, л: | в основных баках — 1870 с 4 ПТБ — 4070 |
Скорость, км/ч: | максимальная — 350 крейсерская — 255 |
Потолок, м: | статический — 4000 динамический — 5500 |
Скороподъёмность на высоте 2500 м, м/с: | 10 |
Максимальная эксплуатационная перегрузка: | 3,5 |
Дальность полёта, км: | с максимальной нагрузкой — 450 перегоночная — 1100 |
Экипаж, чел.: | 1 |