Разведчик Ту-22Р разработан в ОКБ-156 А. Н. Туполева по теме «Сибирь-2» на базе сверхзвукового бомбардировщика Ту-22. Первый прототип был переоборудован из серийного бомбардировщика. Его испытания начались 24 июля 1961 года. После пожара, возникшего из-за разрушения турбины одного из двигателей, испытания продолжили на втором прототипе, также переоборудованном из серийного Ту-22. Серийное производство началось в 1962 году на авиазаводе № 22 в Казани. Принят на вооружение в декабре 1968 года.
Ту-22Р предназначен для ведения радиотехнической и фоторазведки в оперативной глубине противника, а также на море в любое время суток, в простых и сложных метеоусловиях. Самолёт мог вести поиск РЛС противника при помощи аппаратуры «Ромб-4А» и «Роза», радиолокационную разведку местности с помощью РЛС «Рубин» и фотографирование изображения на экране приставкой ФАРМ. В отсеке боевой нагрузки могли устанавливаться фотоаппараты АФА-40, АФА-41, АФА-42 или ночной НАФА-МК-75. Разведчик мог использоваться для радиоэлектронной борьбы.
Ту-22Р построен по аэродинамической схеме свободнонесущего низкоплана со стреловидным крылом (55° по передней кромке). Крыло двухлонжеронное кессонной конструкции. Механизация крыла состоит из внутренних двухщелевых закрылков и внешних элеронов-закрылков. Горизонтальное оперение стреловидное (58°41\' по передней кромке), цельноповоротное. Фюзеляж типа полумонокок с гладкой работающей обшивкой. Шасси трёхопорное с носовой стойкой. Тележки основных стоек шасси убираются в гондолы на крыле. Силовая установка состоит из двух ТРД РД-7 М (позже РД-7 М²). Двигатели установлены в хвостовой части в мотогондолах над фюзеляжем. Экипаж располагался в герметичной кабине в носовой части фюзеляжа. Для взлёта могут применяться пороховые ускорители, крепящиеся к центроплану. Для сокращения пробега при посадке используется двухкупольный тормозной парашют. В грузовом отсеке вместо разведывательного оборудования могут подвешиваться бомбы калибром до 9000 кг. На модификации Ту-22РД установливалось оборудования дозаправки топливом в воздухе типа «шланг-конус». На самолётах первых серий устанавливалась кормовая пушечная установка ДК-20 с 23-мм пушкой Р-23. Позже вместо неё устанавливался контейнер со станцией постановки активных ппомех (СПС-151/152/153).
Всего изготовлено 127 разведчиков Ту-22Р всех модификаций. В процессе эксплуатации они неоднократно дорабатывались. В начале 60-х годов лётчик-испытатель Герой Советского Союза Е. А. Климов совершил полёт на Ту-22РД через Северный полюс с двумя дозаправками продолжительностью 9 ч. 48 мин. В конце 60-х годов часть самолётов была переоборудована в бомбардировщики Ту-22Б для поставок Ираку и Ливии. После распада СССР 30 разведчиков Ту-22РД достались Украине.
Тактико-технические характеристики:
Тип двигателя: | 2 ТРДФ РД-7 М² |
Размах крыльев, м: | 23.17 |
Длина, м: | 41.60 |
Высота, м: | 10.13 |
Площадь крыла, м2: | 162.25 |
Масса, кг: | пустого самолета — 43600 нормальная взлетная — 85000 максимальная взлетная — 92000 |
Тяга, кгс: | на форсаже — 2×16500 максимальная бесфорсажная — 2×11000 |
Максимальная скорость, км/ч: | 1600 |
Крейсерская скорость, км/ч: | 975 |
Практическая дальность, км: | 5650 |
Практический потолок, м: | 13800 |
Экипаж, чел.: | 3 |