Авиатика-МАИ-890 — легкий многоцелевой самолет, предназначенный для тренировочных полетов, авиатуризма, патрулирования, аэросъемки и т. д. На самолете может осуществляться геовидеомониторинг земной поверхности, а также определение параметров почвы. Авиатика-МАИ-890 — не «ультралайт». Он относится к классу «очень легких самолетов» (VLA — very light airplane) и сочетает в себе достоинства «ультралайтов» и легких смолетов традиционной конструкции. Как и «ультралайты», Авиатика-МАИ-890 имеет низкую стоимость конструкции самолета и двигателя, компактность, мобильность, высокую экономичность эксплуатации.
От легких самолетов Авиатика-МАИ-890 унаследовал высокую надежность, безопасность эксплуатации и, что очень важно, стандартное самолетное управление по всем каналам, совершенно не отличающееся (по люфтам, трению, усилиям и ходам) от управления самолетов большой размерности. Благодаря этому на самолете могут выполнять тренировочные вылеты пилоты, летающие обычно на легких и даже средних самолетах. Авиатика-МАИ-890 приятен и прост в пилотировании, доступен начинающим пилотам. При потере скорости самолет не входит в штопор, что существенно повышает безопасность полетов.
Самолет спроектирован с учетом соответствующих разделов норм JAR VLA и FAR-23. В настоящее время Авиатика-МАИ-890 сертифицирован во Франции, Южно-Африканской Республике и в ряде других стран. В декабре 1999 г. на самолет Авиатика-МАИ-890 был получен российский сертификат типа.
Год начала разработки: 1987. Год начала испытаний: 1989. Год начала поставок и эксплуатации: 1989.
В настоящее время самолет в рамках конверсии выпускается на одном из лучших российских авиапредприятий — ФГУП РСК «МИГ». Всего с 1992 года произведено и продано более 200 самолетов типа Авиатика-МАИ-890, из них в одноместном варианте — более 100. В декабре 1999 г. на самолет был получен сертификат.
Самолет Авиатика-МАИ-890 — одноместный легкий многоцелевой биплан нормальной схемы, цельнометаллической конструкции с полотняной обшивкой крыльев и оперения, с неубирающимся шасси рессорного типа с управляемым носовым колесом. Самолет изготавливается из высококачественных конструкционных материалов: алюминиевых и титановых сплавов, легированных сталей, композиционных материалов, текстиля и т. п. Планер самолета состоит из фюзеляжа, бипланной коробки и оперения. Фюзеляж самолета — балочной конструкции, выполнен из труб, изготавливаемых из алюминиевого сплава. Кабина пилота — закрытого типа с двумя дверями с остеклением из оргстекла. Спереди кабина замыкается носовым обтекателем из стеклопластика. Задняя часть зашита стеклопластиковым экраном со звукоизоляцией. Возможна поставка самолетов без задней стенки кабины. Бипланная коробка образована верхним и нижнем крыльями, стойками, расчалками и распорками. Крылья — однолонжеронной конструкции. Каркас консолей включает трубчатый лонжерон, штампованные нервюры, лобовик и заднюю кромку. Каркас обтянут хлопчатобумажным полотном. Обшивка обладает стойкостью к солнечной радиации и атмосферным осадкам, расчитана на значительный срок службы и обладает отличной ремонтопригодностью в полевых условиях. На консоли нижнего крыла навешены элероны. Оперение — подкосно-расчалочное, однокилевое. Шасси — трехопорное. Стойки основных опор — рессорного типа, рессоры выполнены из титанового сплава. Колеса основных опор с шинами 300×125 — тормозные. Передняя опора шасси — с рычажной подвеской колеса и пружинным амортизатором. Переднее колесо с шиной 300×125 управляется непосредственно от педалей.
Система управления — механическая, обратимая. Обеспечивает управление самолетом при помощи элеронов, руля направления и руля высоты с переставным триммером-сервокомпенсатором (вариант самолета с двигателем «Rotax-582UL»), либо с триммером, управляемым из кабины (вариант с двигателем «Rotax-912ULS»). Управление элеронами и рулем высоты — жесткое, через систему качалок и трубчатых тяг. Управление рулем направления — полужесткое, через тросы.
Приборное оборудование:
указатель скорости УС-250;
компас КИ-13;
вариометр ВР-10М;
высотомер ВД-10К;
указатель скольжения;
тахометр;
указатель температуры охлаждающей жидкости*;
указатель температуры головки цилиндра**;
указатель температуры масла**;
указатель давления масла**.
* - только для самолетов, оборудованных двигателем «Rotax-582UL».
** - только для самолетов, оборудованных двигателем «Rotax-912ULS».
Самолет может быть оборудован электронным комплексным прибором контроля работы двигателя «FLYdat».
Самолет может быть оборудован двигателем «Rotax-503», мощностью 50 л. с., либо двигателем «Rotax-582», мощностью 64,4 л. с., либо двигателем «Rotax-912ULS», мощностью 100 л. с.
Двигатель «Rotax-503UL» (Австрия) — мощностью 50 л. с. — двухтактный, бензиновый, двухцилиндровый, принудительного воздушного охлаждения, с рядным расположением цилиндров, с карбюраторным образованием смеси. В качестве топлива используется смесь бензина с октановым числом не менее 92 по исследовательскому методу и масла для карбюраторных двигателей.
Двигатель «Rotax-582UL» (Австрия) — мощностью 64,4 л. с. при частоте вращения 6500 об. в мин. — двухтактный, бензиновый, двухцилиндровый, жидкостного охлаждения, с рядным расположением цилиндров, с карбюраторным образованием смеси. В качестве топлива используется смесь бензина с октановым числом не менее 92 по исследовательскому методу и масла для карбюраторных двигателей.
Двигатель «Rotax-912ULS» (Австрия) — мощностью 100 л. с. при частоте вращения 5800 об. в мин. — четырехтактный, бензиновый, четырехцилиндровый, жидкостного охлаждения, с оппозитным расположением цилиндров, с карбюраторным образованием смеси. В качестве топлива используется бензин с октановым числом не менее 92 по исследовательскому методу.
Поставщик двигателей — АО «Авиагамма» (Москва). Самолет с двигателем «Rotax-582» оборудуется воздушным винтом ВВ-89А-2, с двигателем «Rotax-912ULS» — винтом ВВ-98E-11. Винты — производства «ДиД» (Москва).На самолете имеются два топливных бака емкостью по 25 л каждый, установленные в обеих консолях верхнего крыла. Возможна установка подвесного топливного бака емкостью 55 л.
Тактико-технические характеристики:
.
Тип двигателя: | 1 ПД Rotax-503UL (Rotax-912ULS) |
Размах крыла, м: | 8.11 |
Длина, м: | 5.32 |
Высота, м: | 2.25 |
Площадь крыла, м2: | 14.29 |
Масса, кг: | пустого — 226(277) максимальная взлетная — 350(450) |
Топливо, кг: | 37 |
Мощность, л.с.: | 2×50 (80) |
Максимальная скорость, км/ч: | 115(150) |
Крейсерская скорость, км/ч: | 90-100 |
Продолжительность полета, ч.мин: | 2.35(3.07) |
Практический потолок, м: | 3500(4800) |
Экипаж, чел: | 1 |