M-500 — cельскохозяйственный самолет, разработанный в ОАО «ЭМЗ им. Мясищева». Самолет М-500 предназначен для выполнения авиационно-технических работ в сельском и лесном хозяйстве во всех зонах России и за рубежом. М-500 должен заменить устаревшие Ан-2. М-500 и самолеты на его базе могут быть использованы для выполнения следующих работ: доставка грузов и почты; патрульные полеты; санитарные перевозки; аэрофотосъемка; деловые полеты; первоначальное обучение летчиков; других. Самолет выполнен по нормальной схеме свободнонесущего низкоплана с неубираемым трехстоечным шасси с хвостовой опорой. Как сообщалось в конце августа 2000 года проект нового сельскохозяйственного самолета М-500 включен в программу развития гражданской авиационной техники России до 2015 года. Причем М-500 будет финансироваться не на конкурсной основе, однако из госбюджета будет выделена только часть средств, остальные должен найти разработчик. Строительство М-500 будет производиться на двух авиазаводах в Смоленске и Нижнем Новгороде. Программа создания М-500 будет финансироваться Российским авиационно-космическим агентством. Стоимость научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ составит в 2001-2003 гг. $5-8 млн при цене самолета $140 тыс. Потенциальный рынок М-500 оценивается для России в 500 самолетов.
Самолет М-500 обеспечивает:
среднюю производительность по всем видам работ — 67,8 га/летный час (выше на 30%, чем у Ан-2);
снижение себестоимости обработки 1 га по сравнению с самолетом Ан-2 до 48%;
снижение затрат на обработку 1 га по сравнению с самолетом Ан-2 до 65%;
годовой экономический эффект от использования на авиационно-химических работах самолета М-500 составит 93,2 млн. руб. при годовом налете 540 час. и 327 млн. руб. при годовом налете 1000 часов (в ценах 1995 года);
срок окупаемости капвложений в самолет М-500 составляет 2,11 года при годовом налете 540 часов и 1,87 лет при годовом налете 1000 часов (в ценах 1995 года).
Тактико-технические характеристики:
.
Тип двигателя: | 1 ПД |
Размах крыла, м: | 15.52 |
Длина, м: | 10.60 |
Высота, м: | 3.57 |
Масса, кг: | пустого — 1290 нормальная взлетная — 2500 максимальная взлетная — 2900 топлива — 100 |
Рабочая скорость, км/ч: | 210-120 |
Перегоночная дальность, км: | 1000 |
Рабочая высота, м: | 1-30 |
Экипаж, чел: | 1-2 |