В 1994 году вышло постановление Правительства России о создании грузопассажирского многоцелевого самолета МиГ-110. Главная проблема состояла в том, что предприятие МИГ не имело достаточного опыта в разработке самолетов подобного назначения. За основу конструкции выбрали двухбалочную схему с широким фюзеляжем. Двухдвигательный МиГ-110 способен перевозить контейнеры, микроавтобусы. Такая машина крайне необходима на местных линиях, особенно для нефтяников, геологов, спасателей МЧС. Она может быть использована и военными. В нашем российском авиапарка МиГ-110 предназначается роль заменить отслужившие свой срок Ан-24, Ан-26. Як-40 и им подобные машины. Для многоцелевого самолета тщательно разрабатывалась концепция на основе изучения существующего рынка. Сегодня есть свободная ниша для машин со взлетной массой 15–18 т. с коммерческой нагрузкой до 5 т. Важно и то, что здесь будет использовано все отечественное — технологии, материалы, системы, двигатели.
Проектировщики рассчитывают, что МиГ-110 станет относительно недорогим, простым в эксплуатации и легким в управлении и освоении летным составом. Главное же — он сможет базироваться на небольших грунтовых и высокогорных аэродромах, а также укатанных площадках на снегу. Для его успешной эксплуатации достаточно всего лишь километровой ВПП.Самолет предназначен для перевозки пассажиров и грузов по воздушным трассам и вне их, в различных климатических условиях, в любое время года и суток. Эксплуатируется на аэродромах с бетонными, грунтовыми и снежными укатанными взлетно-посадочными полосами, включая высокогорные. Самолет может конвертироваться из грузового в грузопассажирский варианты и наоборот в условиях аэродрома. Способен перевозить колесную технику типа «минивэн» и негабаритные грузы. Варианты применения самолета:
конвертируемый (грузовой, грузопассажирский, пассажирский)
базируемый на внутренних водоемах (с «поплавками»)
транспортно-санитарный
операционно-реанимационный
административный
поисково-спасательный
патрульный
пожарный и аварийно-спасательный
сельскохозяйственный
экологического мониторинга
лабораторно-исследовательский
разведки зон рыболовства и ледовой обстановки
учебно-тренировочный
МиГ-110 оснащен двумя турбовинтовыми двигателями ТВ7-117С и шестилопастными малошумными винтами СВ-34. Максимальная взлетная масса машины -15.3 т. Размеры грузового отсека практически такие же, как и Ан-72.Сыграет свою положительную роль и двухбалочная схема машины. Тяжелые автомобили и автопогрузчики смогут вплотную подходить к грузовой рампе. И это — при относительно малых размерах самолета. Эта схема позволит при помощи незначительных переоборудований фюзеляжа проводить многочисленные модификации самолета по назначению. Значительное внимание при разработке МиГ-110 уделялось безопасности полета. При отказе одного из двигателей полет можно продолжать и на одном работающем Тщательно подобранная аэродинамика машины вполне гарантирует все необходимые запасы управляемости и устойчивости, зарезервированы все основные системы самолета и источники его питания. В итоге машина будет доступна летчику средней квалификации. Успех в конструктивном совершенстве самолета стал возможен еще и потому что его изначальную разработку возглавил старейший и опытнейший авиаконструктор Николай Захарович Матюк. В октябре 1999-го маститому конструктору исполнилось 90 лет, но он и поныне занимает должность заместителя директора программы МиГ-110 Л. Г. Шангелая. К сожалению, нетрудно заметить, что программа МиГ-110 постепенно обрастает годами. Ведь разработка такого, явно необходимого, самолета включена в программу развития гражданской авиации еще до 2000 года. Но вот финансировалась она, по известным причинам, крайне недостаточно. Начала работать совместная с Авиарегистром России макетная комиссия Обновлены все производственные связи со смежниками, завершены все аэродинамические продувки в ЦАГИ.Дело упрощается тем, что ОКБ органически входит в корпорацию «МИГ». Ее заводы уже имеют большой опыт в производстве пассажирских самолетов. Это «Ил-12,14,18. В настоящее время на производственных мощностях корпорации готовится к выпуску Ту-334. Так что производственный опыт у ОКБ имеется. Вдохновляет и то. что по общему мнению специалистов, МиГ 110 по некоторым технико-экономическим характеристикам даже будет превосходить уровень, достигнутый в мировом авиастроении. Главная проблема, конечно же в интенсивности капиталовложения в разработку и постройку МиГ 110. До 1997-го финансирование производилось из бюджетных и собственных средств. Правительство Москвы также поддерживает проект. Но без успеха идет поток и иностранных инвесторов. На отечественных предприятиях авиапрома проектировщикам МиГ-110 оказывается поддержка. Например, корпорация «МиГ» и нижегородский авиазавод «Сокол» ведут переговоры о совместном серийном производстве машины. По итогам проведенного в России и странах СНГ маркетинга определена потребность заказчиков в 1900 МиГ-110. Из них для России -1200.В 2001 году была выпущена конструкторская документация, по которой был изготовлен опытный образец для летных испытаний. В 2003 году в производство будут запущены отдельные агрегаты, системы и узлы первого опытного грузопассажирского самолета МиГ-110. Серийное производство самолетов типа МиГ-110 будет организовано на предприятиях российской самолетостроительной корпорации (РСК) «МИГ». В частности, на Луховицком авиационном производственно-испытательном комплексе, входящем в состав РСК «МИГ», в канун 2003 года будет открыт новый сборочный корпус, рассчитанный не менее, чем на три линии сборки самолетов типа МиГ-110, а также МиГ-АТ и Ту-334. В Луховицах будет производиться сборка и облет построенных самолетов с предпродажными (перед поставкой покупателю) испытаниями. Однако серийное производство агрегатов, систем и узлов в Производственном центре имени Воронина в Москве пока сохраняется. Примерная стоимость самолета — не более 7,5 млн долл. С учетом затрат на НИОКР окупаемость программы наступит после продажи примерно 40–50 самолетов. Потенциальная потребность отечественной гражданской авиации в самолетах подобного класса, по оценке экспертов, составляет примерно 200 машин.
Летно-технические характеристики:
Двигатели: | ТВ7-117СВ |
Взлётная мощность, э.л.с.: | 2×2500 |
Габариты, м: | размах крыла — 25,0 длина — 18,9 высота — 5,39 |
Габариты грузовой кабины, м: | длина — 6,7 ширина (по полу) — 2,2 высота — 2,2 |
Масса, т: | взлётная максимальная — 15300 взлётная с грунтовой ВПП — 12850 |
Запас топлива, кг: | 3500 |
Количество пассажиров, чел.: | 48 |
Масса коммерческой нагрузки, кг: | с бетонированной ВПП — 5000 с грунтовой ВПП — 3500 |
Скорость, км/ч: | максимальная — 550 крейсерская — 500 |
Дальность полёта, км: | с нагрузкой 4500 кг — 1680 с нагрузкой 2660 кг — 3780 |
Практический потолок, м: | 7000 |
Длина разбега, м: | 325 |
Экипаж, чел.: | 2 |